Сегодня Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев принял участие в пленарном заседании Мажилиса Парламента, в ходе которого депутаты одобрили проект закона «О республиканском бюджете на 2019–2021 годы», подготовленный Правительством Казахстана.

Проект закона «О республиканском бюджете на 2019–2021 годы» разработан на основе прогноза социально-экономического развития и бюджетных параметров РК на 2019–2023 годы и ежегодных Посланий Президента РК народу Казахстана.

Министр национальной экономики Т. Сулейменов сообщил, что согласно прогнозам Международного валютного фонда в 2018–2019 гг. ожидается постепенный рост мировой экономики на уровне 3,9%. Консенсус-прогноз цены на нефть мировых финансовых организаций в 2019 г. составляет $66,7 за баррель. С учетом этого цена на нефть при базовом сценарии определена — $60.

«Реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,9% в 2019 г. с последующим ростом до 4,6% в 2023 г. Среднегодовой темп роста ВВП составит 4,2%. Номинальный ВВП вырастет с 64 145,7 млрд тг в 2019 г. до 86 944,7 млрд тг в 2023 г. ВВП на душу населения составит $9,9 тыс. в 2019 г. с увеличением до $12,9 тыс. в 2023 г.» — доложил Т. Сулейменов.

Основной движущей силой роста экономической активности в среднесрочной перспективе станут отрасли обработки и АПК, строительная индустрия, транспортно-логистическая сфера и сервисная экономика. Обрабатывающая промышленность вырастет на 4,4%, горнодобывающая промышленность на 3%. Устойчивый темп сохранится в сельском хозяйстве — 6,4%, строительной отрасли — 4,2% и торговле — 4,6%. Объем экспорта составит $56,5 млрд в 2019 г. с увеличением до $68,5 млрд в 2023 г.

По словам министра национальной экономики, объем добычи нефти увеличится с 88 млн т в 2019 г. до 99 млн т в 2023 г. за счет увеличения нефтедобычи на месторождении Кашаган и проекта будущего расширения Тенгизшевройл.

Кроме того, на основе макроэкономического прогноза разработан прогноз бюджетных параметров на 2019–2021 гг. Доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) прогнозируются в 2019 г. в сумме 6809,7 млрд тг, в 2020 г. — 7382 млрд тг, в 2021 г. — 8024,7 млрд тг. Дефицит бюджета в 2019 г. запланирован на уровне 2018 г. 1,5 % к ВВП, с последующим сокращением в 2020 г. до 1,4% к ВВП и в 2021 г. до 1,3% к ВВП.

Министр финансов А. Смаилов доложил, что бюджет направлен на решение трех ключевых задач. Это обеспечение всех социальных обязательств при любой экономической конъюнктуре, реализация семи политик и реформ в рамках реализации Стратегического плана развития страны до 2025 г., а также исполнение Послания Главы государства «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».

«Основа бюджета и его финансовые возможности построены на проведении стимулирующей макроэкономической политики, которая реализуется через постепенное снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов и обеспечение устойчивости налоговых поступлений. Объем нефтяных поступлений в бюджет в виде гарантированного трансферта из Национального фонда и экспортной таможенной пошлины на нефть на 2019 г. составит 3,5 трлн тг, или 5,4% к ВВП с последующим снижением к 2021 г. до 4,1%. Доля нефтяных поступлений в бюджет снижается с 35,5% в 2019 г. до 28,9% в 2021 г.», — сообщил А. Смаилов.

По его словам, ограниченное использование средств Национального фонда, а также рост цен на нефть уже в текущем году приведут к досрочной стабилизации активов фонда. Объем ненефтяных поступлений на 2019 г. запланирован в размере 6,3 трлн тг, с ростом к плану текущего года на 973,2 млрд тг, или на 18,3%. Ключевыми факторами изменений стали увеличение темпов развития экономики, улучшение налогового администрирования и повышение эффективности собираемости налогов, прогнозируемое как результат работы проектного офиса.

Проект республиканского бюджета обеспечивает реализацию задачи по удержанию долга на безопасном уровне за счет снижения дефицита бюджета с 1,5% к ВВП в 2019 г. до 1,3% к 2021 г. Расходы республиканского бюджета в 2019 г. составят 10,7 трлн тг с ростом на 11% к плану текущего года (2020 — 11,1 трлн тг, 2021 — 11,4 трлн тг).

«Расходы социального блока в полной мере увязаны с системной реформой построения нового человеческого капитала “Стратегии-2025” и в трехлетнем периоде составят 15,7 трлн тг, из них на 2019 г. – 4,8 трлн тг, или 45% от общего объема расходов, и уже в 2021 г. этот показатель составит 49,1%», — доложил А. Смаилов.

Как сообщил министр финансов, на реализацию Послания Президента расходы социального блока увеличены на 107 млрд тг в связи с повышением размера минимальной заработной платы с 01.01.2019 до 42 500 тг, увеличением объемов по строительству школ на 50 млрд тг за три года, а также в связи с необходимостью усиления работы школьных психологов.

«Расходы на поддержку и развитие реального сектора экономики связаны с реализацией политики обеспечения конкурентоспособности отраслей экономики, технологическим обновлением, цифровизацией, и в среднесрочном периоде составят 4,6 трлн тг, из них на 2019 г. – 1,8 трлн тг. В реализацию поручений Главы государства расходы по данному направлению увеличены на более 600 млрд тг за три года, в том числе в 2019 г. на 215 млрд тг», — сказал А. Смаилов.

Кроме того, на развитие обрабатывающей промышленности и экспорта дополнительно предложено направить 190,4 млрд тг за три года. На развитие малого и среднего бизнеса в рамках программы ДКБ-2020 дополнительно будет направлено 90 млрд тг за три года, или по 30 млрд тг ежегодно. Данные средства предлагается направить на субсидирование ставки вознаграждения по кредитам предпринимателей. На развитие агропромышленного комплекса предлагается дополнительно направить 300 млрд тг за три года, или по 100 млрд тг ежегодно. Увеличение расходов на строительство арендного жилья в трехлетнем периоде предлагается в объеме 30 млрд тг, или по 10 млрд тг ежегодно.

В целом, на реализацию Посланий Главы государства и «Пяти социальных инициатив» на трехлетний период проектом республиканского бюджета предусмотрено 2,4 трлн тг, из них на 2019 г. — 817 млрд тг.

В свою очередь Председатель Национального банка Д. Акишев сообщил, что координация денежно-кредитной и бюджетной политики является необходимым условием устойчивого развития экономики. Параметры изменения республиканского бюджета 2019–2021 гг. основаны на макроэкономических прогнозах Правительства и Национального банка.

Нацбанк продолжит проведение политики инфляционного таргетирования. Это означает, что основной целью Национального банка на 2019 г. станет удержание инфляции в коридоре 4-6%. Данный коридор использован при расчете параметров индексации основных социальных показателей республиканского бюджета. Для регулирования инфляционных процессов по преимуществу действует процентный денежно-кредитный канал. Это означает, что ключевым инструментом будет оставаться базовая ставка Национального банка, которая будет определять коридор ставок. Нацбанк будет устанавливать размер ставки в зависимости от размера устанавливающейся и ожидаемой инфляции в стране, а также внешних факторов.

«За девять месяцев 2018 г. инфляция составила 3,3%, годовая инфляция в сентябре 2018 г. снизилась до 6,1% по сравнению с 7,1% на конец 2017 г. Для снижения рисков инфляции 15 октября базовая ставка была увеличена с 9% до 9,25%», — сообщил Д. Акишев.

В следующем году Национальный банк продолжит работу по обеспечению финансовой стабильности. С 01.01.2019 вводится рискоориентированный подход, будет принят соответствующий закон и необходимые нормативно-правовые акты, будут повышены требования к уровню капитализации системы управления рисками. Процессы оздоровления банковского сектора и внедрение новых подходов к регулированию и надзору позволят значительно снизить риски для ключевых банков.

«Основным приоритетом для Национального банка будет реализация поручений Главы государства, данных в Послании народу, особенно в части обеспечения кредитования приоритетных отраслей. Продолжится реализация программы “7–20–25”. По нашим оценкам, рост кредитов банков в 2019 г. может составить более 10%. Национальный банк продолжит принимать меры по обеспечению стабильности цен и стабильности на финансовом рынке для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения благосостояния наших граждан», — сказал председатель Нацбанка.

Премьер-Министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев, отвечая на вопросы депутатов Мажилиса Парламента, сообщил, что для обеспечения целевого роста экономики в рамках системы проектного управления определены 12 направлений, из них 8 отраслевых и 4 сквозных, в рамках которых поставлены индикаторы по каждой отрасли. Проектный офис также создан при министерствах и акиматах.

Б. Сагинтаев отметил, что Глава государства в своем Послании дал поручения по развитию экономики простых вещей и социальной экономики, то есть в сфере здравоохранения, образования и услуги. Так, Президентом было дано поручение Национальному банку выделить 600 млрд тг для того, что начать кредитование экономики.

Правительством на сегодня проведены ряд переговорных раундов с Нацбанком и банками второго уровня с участием ассоциации финансистов, НПП «Атамекен» по механизму доведения выделенных средств в экономику. Базовые параметры определены: эти деньги должны выдаваться на условиях срочности, платности и возвратности. 600 млрд тг делятся: 300 млрд тг с Нацбанка и 300 млрд тг с ЕНПФ. Базовая ставка установлена на уровне 11% (то есть с ЕНПФ средства будут выделяться по рыночной ставке), плюс 4% — это интерес от банков второго уровня, так как основные риски несут банки. Итого получается 15% — это не подъемно для рынка, для бизнеса.

В этой связи, в рамках Дорожной карты бизнеса государство будет субсидировать ставку в размере 7%, итого на выходе (для МСБ) — на уровне 8%. Совместно с НПП «Атамекен» определен пул из 4 тыс. проектов по разным секторам. Банки второго уровня также сейчас заканчивают формирование собственных предложений по проектам.

Премьер-Министр обозначил, что из 600 млрд тг 300 млрд будет направлено на обрабатывающую отрасль, 200 млрд тг — на АПК и сферу переработки, 100 млрд тг — на поддержку МСБ. На текущий момент определяются приоритетные направления. В ноябре т. г. соответствующие документы будут оформлены, в начале декабря — по готовности проектов банки второго уровня начнут финансировать. На 2018 г. Нацбанком уже выделено более 100 млрд тг.

Вместе с тем, Главой государства также была поставлена задача по пересмотру приоритетности необходимых для страны проектов. В данном направлении Правительством будут определены основные проекты, необходимые для экономики и населения. К примеру, для поддержания стабильности цен на сахар — начать строительство современных крупных сахарных заводов в стране. Это позволит на безопасном уровне обеспечить внутреннюю потребность.

Вопрос поддержания и обеспечения стабильности цен на социально-значимые товары и услуги еженедельно, во вторник, отрабатывается с акиматами на заседаниях Правительства. Каждая позиция по социально-значимым продуктам на контроле. Касательно вклада тарифов на регулируемые услуги в инфляцию, прогнозно было запланировано 1,2%. На сегодня это вклад на уровне 0,4%, то есть тарифы особого влияния на рост инфляции не оказывают.

В завершение Премьер-Министр поблагодарил депутатов за принятие проекта трехлетнего бюджета. Бакытжан Сагинтаев отметил, что в этом году бюджет имеет особое значение, потому что в нем отражены все поручения нынешнего Послания Главы государства, и проект направлен на их исполнение. В этой связи, принятый сегодня и утвержденный план мероприятий на три года Правительством будет проводиться в два этапа: первый — до конца года, второй — начиная с 2019 г. Вся работа будет нацелена на исполнение поручений Главы государства. Премьер-Министр подчеркнул, что все поручения будут исполнены, а предложения и замечания, которые высказали депутаты, будут рассмотрены и учтены в предстоящей работе Правительства.

В ходе заседания Мажилиса Парламента депутаты также одобрили законопроект «О гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2019–2021 годы». Наряду с этим, во втором чтении одобрены проекты закона «О кинематографии» и сопутствующий закон о поправках.

www.primeminister.kz

Опубликовано: 31 Октябрь 2018

Архив

Окт
2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти