Уважаемый Бахыт Турлыханович!
Уважаемые участники коллегии!

 Подводя итоги реализации в 2013 году ключевых аспектов конкурентной политики хочу отметить следующее.
 Первое. Агентством на постоянной основе ведется работа по выявлению и устранению системных проблем, сдерживающих развитие конкуренции.
Так в отчетном периоде проведено 36 анализов товарных рынков, результаты которых показали, что высокомонополизированными остаются сферы железнодорожного транспорта, гражданской авиации, телекоммуникаций, топливно-энергетического комплекса. В свою очередь, финансовые рынки и сфера промышленности относятся к умеренно концентрированным рынкам. (слайд 1)
 По итогам проведенных анализов в Правительство и государственные органы внесено 30 предложений, половина из них принята к реализации (слайд 2).
 Здесь, я бы хотел немного подробно остановиться на наших предложениях по развитию конкуренции на отдельных товарных рынках.
 В целях увеличения транзитной привлекательности аэропортов Казахстана, а также повышения их рентабельности, Агентством была выдвинута инициатива отменить для аэропортов 5% ограничение на право получения дохода от иной деятельности (слайд 3). В результате проведенной работы с заинтересованными государственными органами и бизнес-сообществом внесены соответствующие изменения в законодательство Казахстана по вопросам транспорта.
 В настоящий момент можно уже наблюдать первые положительные результаты. Например, доля доходов аэропорта г. Астана от иной деятельности только за период август - декабрь 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года выросла до 6%. Кроме этого, в связи с развитием неавиационной деятельности аэропорт города Астаны планирует ввод новых дополнительных услуг. Аналогично обстоят дела и у аэропортов городов Павлодар и Кызылорда. Если проводить такую же работу в других отраслях экономики, там, где есть возможность, то это будет способствовать стабилизации тарифов субъектов естественной монополии.
 Также, поддержано предложение Агентства о создании в Казахстане электронной информационной площадки (электронной биржи вагонов) по услуге операторов вагонов. На наш взгляд, это позволит повысить прозрачность и эффективность использования казахстанскими грузоотправителями подвижного состава и снизить цены на услуги пользования парком грузовых вагонов.
 Продолжена работа по развитию конкуренции на регулируемых услугах сфер естественных монополий, которая была начата Агентством в 2011 году. (слайд 4) В прошлом году выведены услуги присоединения сетей телекоммуникаций операторов связи на местном уровне. В дальнейшем планируется провести системную работу в данном направлении и разработать План мероприятий по проведению комплексного анализа регулируемых услуг (товаров, работ) СЕМ на предмет их выведения в конкурентную среду на среднесрочный и долгосрочный периоды (слайд 5).
В рамках работы по совершенствованию государственного регулирования товарных рынков, создана Межведомственная рабочая группа, которая признала целесообразным поэтапную отмену регулирования цен на регулируемых рынках в условиях Единого экономического пространства.
 Отдельно я хочу остановиться на совместной работе с Евразийской экономической комиссией по проведению анализа ситуации на трансграничных рынках.
 В частности, в целях отслеживания ценовой ситуации на основную группу продовольственных товаров в приграничных регионах Комиссией создана совместная Рабочая группа из числа представителей антимонопольных ведомств стран ЕЭП. (слайд 6). Мы провели сравнение цен на товары в Казахстане с ценами на приграничных рынках Российской Федерации, по итогам выявлено наличие признаков установления демпинговых цен на импортную продукцию в отдельных регионах.
 Проводимый совместный анализ трансграничного рынка электроэнергии инициирован в связи с неконтролируемыми международными перетоками электрической энергии, ввиду отсутствия четкого механизма по организации покупки/продажи импортной/экспортной электроэнергии (слайд 7). Так, выявлены факты экспорта станциями Казахстана электроэнергии в Российскую Федерацию, в то время когда в отдельных зонах Единой энергетической системы Казахстана присутствует дефицит. При этом, одной из станций электроэнергия отпускается по ценам ниже, нежели реализация на внутреннем рынке. Решение видится в проработке вопроса по поставке казахстанской электроэнергии посредством транзитом через сети России в технически изолированную дефицитную Западную энергозону Казахстана с учетом конкурентоспособной цены поставляемой энергии. Данные факты направлены в Комиссию.
 Наряду с этим, в настоящее время Комиссией совместно с Агентством проводится анализ рынка услуг международного роуминга, в рамках которого будет рассмотрен вопрос по возможному снижению и, в последствие, отмене роуминговых ставок на территории ЕЭП. В дальнейшем планируется проведение оценки экономической, технической и законодательной составляющих рассматриваемого вопроса, результаты которой позволят сравнить и сблизить отраслевые законодательства Казахстана, России и Белоруссии. Кроме того, уже имеется положительный опыт Европейского союза в решении аналогичного вопроса.
 И наконец, с целью своевременного выявления фактов антиконкурентного поведения участников рынка начата работа по совместному мониторингу цен на лекарственные средства в странах СНГ, продовольственные товары в приграничных регионах Таможенного союза и прорабатываются вопросы по созданию единой базы данных по обмену информацией между антимонопольными ведомствами для глобального мониторинга цен на нефтепродукты. 
 Второе. Продолжена работа по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений антимонопольного законодательства.
 В прошлом году завершено 171 расследование, при этом, наблюдается увеличение количества расследований с выявленными нарушениями. Если в прошлом году таких расследований было 128, то по итогам 2013 года – 160. Таким образом, удельный вес расследований с выявлением нарушений от общего количества завершенных в 2013 году составил 93,6 %, что на 4,2 % больше, чем в предыдущем году.
 К примеру, в текущем году Агентством проведено расследование в отношении ТОО «АНПЗ» по факту злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в ограничении доступа некоторым поставщикам нефти к услуге по производству нефтепродуктов, а также предоставлении отдельным субъектам рынка привилегированного положения. По предписанию Агентства нарушения устранены.
 ТОО «Богатырь Комир», злоупотребляя доминирующим положением, применяло разные условия к равнозначным соглашениям и необоснованно отказало отдельным покупателям в заключении договора на поставку угля. Сумма предполагаемого штрафа составила 537 тыс. тенге, с конфискацией монопольного дохода на сумму 775,7 млн. тенге. Материалы находятся на рассмотрении суда.
 Также, действия АО «Шымкент Цемент» и ТОО «Стандарт цемент», АО «Central Asia Cement», АО «Бухтарминская цементная компания» и ТОО «Цементный завод Семей» квалифицированы как антиконкурентные согласованные действия, а именно согласованно повышались цены на цемент. Общая сумма штрафа составила 372 млн. тенге. На сегодняшний день, 2 субъекта рынка привлечены к административной ответственности, в бюджет уплачен штраф в размере 1,6 млн. тенге. Материалы в отношении других субъектов рынка находятся на рассмотрении суда. 
 В ходе расследования в отношении АО «Ксеll» и ТОО «МобайлТелекомСервис» установлено, что указанные сотовые операторы навязывают дополнительную услугу «Всегда на связи» без согласия абонентов. Возбужденные дела об административных правонарушениях в отношении операторов сотовой связи направлены в суд для рассмотрения. 
 В целом структура видов нарушений отображена на  слайде 8.
 Между тем, особую обеспокоенность вызывает рост числа нарушений антимонопольного законодательства, допущенные государственными органами. По данным Агентства в 2013 году проведено 44 расследования, тогда как в 2012 году – 24. При этом, из 44 проведенных в 2013 году расследований 41 завершено с выявлением фактов нарушений антимонопольного законодательства. К госорганам применены соответствующие меры антимонопольного реагирования, после чего, данные акты, ограничивающие конкуренцию, были отменены. К примеру, такие случаи отмечены в министерствах нефти и газа, чрезвычайной ситуации, транспорта и коммуникаций, региональных подразделениях АРЕМ и в других госорганах. 
 За нарушения антимонопольного законодательства сумма поступлений в бюджет в прошлом году составила порядка 250 млн. тенге (за 2012 год поступления в бюджет составили 1305,8 млн. тенге). Что касается судебной практики, то на слайде 9 даны показатели участия Агентства в судебных процессах. Так, доля выигранных дел в 2013 году в нашу пользу составила 75 %. Количество предписаний и административных производств в 2012 и 2013 годах представлено на слайде 10.
 Третье. Совершенствовано законодательство по вопросам конкуренции.
 В целях повышения эффективности деятельности антимонопольного ведомства, а также снижения административной нагрузки на субъектов рынка, в марте 2013 года внесен ряд поправок в действующее законодательство страны по вопросам конкуренции, которые представлены на слайде 11.
 Кроме того, в реализацию Соглашения о единах принципах и правилах конкуренции стран Таможенного союза Агентством совместно с ЕЭК проведена активная работа по разработке и принятию ряда документов международного характера. В частности, с участием Агентства разработан Модельный закон о конкуренции, который Главами трех государств 24 октября 2013 года был подписан на очередном заседании Высшего Совета Еразийской экономической Комиссии в г. Минск.
 Четвертое. Агентством на постоянной основе осуществлялся контроль за ситуацией на товарных рынках путем рассмотрения ходатайств на экономическую концентрацию и создания предприятий с государственным участием.
 Количество рассмотренных ходатайств представлено на слайде 12. Следует отметить, что Агентством продолжается работа по анализу обоснованности и целесообразности участия государства в бизнесе, начатая с 2009 года.  
 В целом за период администрирования Закона Республики Казахстан «О конкуренции» Агентством рассмотрено 5668 ходатайств на дальнейшую деятельность субъектов квазигосударственного сектора. 445 предприятий получили отказ, из них на сегодняшний день по результатам предварительного мониторинга около 200 предприятий по субъективным и объективным причинам до сих пор не переданы в конкурентную среду (слайд 13).
 В этой связи, а также, во исполнение поручений Главы государства по вопросу приватизации организаций квазигосударственного сектора и госнедвижимости образована специальная Комиссия МЭБП. В настоящий момент, рассмотрены основные подходы по реализации поручений Главы государства, утверждена Дорожная карта по приватизации отдельных госпредприятий, квазигосударственных компаний и иных организаций нестратегического характера. Проведен анализ текущей структуры госпредприятий, котролируемых государством, национальных управляющих холдингов, нацхолдингов, нацкомпаний. Наряду с этим, Минфином сформирован перечень субъектов квазигосударственного сектора, подлежащих приватизации с включением предприятий, не получивших положительное заключение нашего Агентства, который будет рассмотрен Комиссией для принятия решения по их приватизации.
 Уважаемые коллеги, хочу отметить, что в настоящее время наблюдается рост числа субъектов квазигосударственного сектора за счет открытия новых социальных объектов (больницы, детские сады, театры и т.д.), финансирование которых осуществляется в основном за счет государственного бюджета. За 2013 год из общего количества коммунальных госпредприятий получивших согласие на создание антимонопольного органа около 90% приходится на социальный ориентированный сектор.
 На наш взгляд, подобные юридические лица в соответствии с нормами гражданского права должны открываться в форме государственных учреждений. Данный вопрос мы обсудили на недавно прошедшем заседании Правительства, в связи с чем Агентством планируется совершенствование действующих методов, а также законодательства, направленного на сокращение необоснованного государственного участия в предпринимательской деятельности. 
 Также на заседании Правительства поддержана инициатива Агентства по разработке Единого Закона о закупках, который будет обязательным для всех видов закупок, за исключением государственных. Это связано с тем, что в системе закупок Республики Казахстан наблюдается разрозненность и отсутствие единых подходов. Данную систему условно можно разделить на следующие виды: закупки национальных компаний; недропользователей; субъектов естественных монополий и другие. По каждому вышеперечисленному виду имеются свои правила. В целом, такое разделение можно объяснить специфичностью деятельности заказчиков, осуществляющие закупки (слайд 14).
 Шестое. (слайд 15) Активизировано международное сотрудничество. Меры, принятые в рамках данного направления представлены на слайде.
 В целом достигнутые результаты способствовали укреплению позиций в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности на 2013 – 2014 годы, опубликованного Всемирным экономическим форумом и по показателям, входящим в компетенцию Агентства (слайд 16). 
 Однако, наблюдается и снижение позиции по индикатору «Интенсивность местной конкуренции» на 7 пунктов. Указанное обстоятельство связано, в том числе по причине отсутствия целевых индикаторов, отражающих уровень развитости конкуренции в отраслях экономики и регионах страны. В этой связи, Агентством разработана и утверждена приказом Методика определения уровня развитости конкуренции в Республике Казахстан, предусматривающая расчет двух индикаторов: «Интенсивность региональной конкуренции» и «Уровень монополизации ключевых отраслей экономики». (слайд 17).
 Седьмое. Исполнение поручений руководства страны  (слайды 18 и 19).
 1. По поручению Главы государства нами проведен анализ ситуации на рынке строительства жилья, по результатам которого подготовлен ряд предложений по недопущению необоснованного роста цен и развитию конкуренции на строительном рынке. Данные предложения легли в основу разрабатываемого Агентством Комплексного плана по оптимизации цен на жилье в городе Астане.
2. Ранее, Главой государства Агентству было поручено рассмотреть эффективность и целесообразность работы АО «Астанаэнергосервис» и его дочерних организаций. По итогам анализа признана целесообразность дальнейшего функционирования АО «Астанаэнергосервис». При этом было отмечено о необходимости исполнения приказов Агентства по передаче в конкурентную среду дочерней организации АО «Астанаэнергосервис» – ТОО «Астанастройэнерго», которому отказано в дальнейшей деятельности.
 3. Вкладом Агентства в сдерживании инфляционных процессов, является реализация Комплекса долгосрочных мер по недопущению необоснованного роста тарифов и цен на социально значимые продовольственные товары, исключению спекулятивных сделок при их продаже. В этих целях, проводится работа по мониторингу ценовой ситуации на рынке продовольственных товаров, которая в настоящее время достаточно стабильна. Кроме того, проводятся анализы, выявляются и пресекаются нарушения антимонопольного законодательства на агропродовольственных рынках. Так, за 2013 год проведено 10 расследований, по результатам которых в действиях 12 субъектов установлены факты нарушения антимонопольного законодательства. Возбуждено 11 административных дел по фактам ценового сговора, злоупотребления доминирующим положением, недобросовестной конкуренции  (слайд 20). Сумма предполагаемого штрафа составляет порядка 60 млн. тенге.

Уважаемые Бахыт Турлыханович, коллеги!
 С учетом положений Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», а также стратегических направлений, на предстоящий период для Агентства приоритетным будет решение следующих задач. (слайд 21).
 Первое. Демонополизация  товарных рынков, улучшение состояния конкурентной среды. В этих целях, запланировано:
 проведение анализов товарных рынков, выявление барьеров, препятствующих развитию добросовестных конкурентных отношений.
 внесение в Правительство проекта Плана мероприятий по проведению комплексного анализа регулируемых услуг (товаров, работ) сфер естественных монополий на предмет выведения их в конкурентную среду.
 совершенствование Методики определения уровня монополизации ключевых отраслей экономики и интенсивности региональной конкуренции с привлечением экспертов и внесение ее на рассмотрение в Правительство.
 выработка предложений по проведению ревизии регулируемых рынков с целью исключения отдельных видов услуг и по разработке проекта соответствующего перечня услуг.
Второе. Усиление контроля за ситуацией на товарных рынках, в том числе недопущение необоснованного государственного участия. В связи с чем планируется:
обеспечение контроля за экономической концентрацией. В этих целях Агентством планируется продолжить работу по автоматизации функций Агентства, в том числе данной государственной услуги.
проработка вопроса по разработке Единого закона о закупках, за исключением вопросов государственных закупок.
рассмотрение вопроса по исключению из Правил закупок АО «ФНБ «Самрук-Казына» права заказчиков на осуществление закупок путем прямого заключения договора у лица, занимающего доминирующее (монопольное) положение на определенном товарном рынке закупаемых товаров, работ и услуг.
продолжение  работы по вопросам обоснованности и целесообразности участия государства в бизнесе, оптимизации субъектов квазигосударственного сектора и объектов госнедвижимости.
направление предложений в Комплексный план приватизации на 2014 – 2016 годы.
Третье. Создание равных условий среди поставщиков финансовых услуг в целях обеспечения предоставления финансовых услуг по доступным ценам.
Агентством на основании результатов проводимых анализов рынков будут выработаны и внесены соответствующие предложения для включения в комплексную Концепцию развития финансового сектора до 2030 года по снижению барьеров входа на рынок финансовых услуг, по созданию равных условий деятельности финансовых организаций.
Четвертое. Предотвращение ущерба наносимого государственными органами антиконкурентными действиями.
В связи с чем, будет усилена работа по выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства центральными государственными и местными исполнительными органами.
Пятое. Обеспечение эффективного правоприменения антимонопольного законодательства.
В реализацию данной задачи планируется дальнейшее совершенствование антимонопольного законодательства, способного создать эффективное правовое поле для ведения бизнеса. В частности, имплементация норм Модельного закона о конкуренции в национальное законодательство.
Кроме того, ожидается усиление работы по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства субъектами рынка, в связи с чем, будет рассмотрен вопрос институционального усиления Агентства.
В заключении, хотелось бы отметить, что численность нашего центрального аппарата составляет всего 80 человек, в регионах – не более 120, тем не менее, поставленные задачи по обеспечению недискриминационного доступа на товарные рынки будут реализованы в полном объеме.
Благодарю за внимание!

www.azk.gov.kz

Опубликовано: 05 Февраль 2014

Архив

Фев
2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти