Құрметті алқа қатысушылары!

Президенттің әрбір Жолдауы – еліміз үшін маңызды оқиға болып табылады. Нұрсұлтан Әбішұлы өз Жолдауларында біздің күнделікті өмірімізге қатысты ең басты және негізгі мәселелерді көтереді. Ол Үкіметке айқын бағдарлар береді. Елбасымыз өз Жолдауын жалпы қоғамға, қала мен ауыл тұрғындарына, әрбір азаматқа арнайды.

Биылғы Қазақстан халқына Жолдауында Қазақстан Республикасының Президенті әлемнің 30 дамыған елінің қатарына кіру тұжырымдамасын ұсынды, аталған тұжырымдама ел дамуының жаңа бағытын және нақты істерімізді жүзеге асырудың бағдарламасын айқындайды.

Президент «Қазақстан 2050: Бір мақсат, бір мүдде, бір болашақ» атты биылғы халыққа Жолдауының мәнін ашатын 7 шешуші бағытты атап көрсетті:

1-бағыт. Инновациялық индустрияландыру трендін күшейту мақсатында 2016-2019 жылдарға арналған индустриалды-инновациялық даму бағдарламасы аяқталады. Сонымен бірге геологиялық барлауды дамыту және оған инвестициялар тартуды көздейтін тау-кен өндірісі саласын дамыту жоспары қабылданатын болады.

2-бағыт. Ауыл шаруашылығын дамыту маңызды әрі басты бағыттардың бірі болып қала бермек, оның шеңберінде «Агробизнес 2020» агроөнеркәсіптік кешенді дамыту бағдарламасы және басқа да стратегиялық, бағдарламалық құжаттар түзетіледі және түзету барысында ауыл шаруашылығына жаңа технологияларды енгізу, еңбек өнімділігін арттыру, ауыл шаруашылығы субъектілерінің ұзақ мерзімді қаржыландыру мен өткізу нарықтарына қол жеткізуін қамтамасыз ету бойынша Жолдауда қойылған міндеттер ескерелетін болады.

3-бағыт. Ғылыми қамтымды экономика құру мақсатында қазақстандық ғылымды дамыту және шетелдік инвестициялар мен технологияларды тарту бойынша бірқатар шаралар көзделеді.

Қазақстан ғылымының әлеуетін арттыру үшін заң жобаларының топтамасы әзірленеді, бұл венчурлік қаржыландыру, зияткерлік меншікті қорғау, зерттеулер мен инновацияларды қолдау, сондай-ақ ғылыми әзірлемелерді коммерцияландыру жөніндегі заңнаманы жетілдіруге бағытталады.

Технологиялық парктердің жұмысы жанданады, инжинирингтік және сервистік орталықтарды дамытуға шетелдік инвестициялардың жаңа толқынын тартуға жағдайлар жасалатын болады.

Бұдан басқа алдымызда ғылымды қаржыландыруды кезең-кезеңімен ұлғайту жоспарын бекіту міндеті де бар.

4-бағыт. Инфрақұрылымдық үштаған – агломерацияны, көлікті, энергетиканы қарқынды дамыту. Мемлекет басшысының тапсырмасын іске асыру мақсатында 2013 жылға дейін Астана және Алматы қалаларында агломерацияны қалыптастырудың ұзақ мерзімді жоспары әзірленеді.

Қазіргі заманғы логистика орталықтарын дамыту, автомобиль және теміржол инфрақұрылымын кең ауқымды қайта жаңғырту, халықаралық сауда-саттықты жүзеге асыру кезіндегі кедергілерді алып тастау шаралары қабылданатын болады.

Жасыл экономиканы дамыту мақсатында Назарбаев Университетінің базасында болашақтың энергиясын іздеу және жасау жөніндегі озық әлемдік тәжірибені зерделеу мен енгізу орталығы құрылады. Сонымен қатар, экологиялық таза көліктерді пайдалану мәселелері зерделенеді.

2014 жылдың наурыз айында төртінші мұнай өңдеу зауыты мен атом электр станциясын салу мерзімдері және салынатын орны туралы Мемлекет басшысына баяндама енгізілуі тиіс. Жылдың соңына дейін атом электр станциялары үшін ядролық отын өндіруді ұйымдастыру жөнінде ұсыныс енгізіледі.

5-бағыт. Шағын және орта бизнесті дамыту, жеке меншік институтын нығайту үшін заңнаманы жетілдіру жоспарланып отыр. Сондай-ақ, үдемелі индустриалды-инновациялық даму бағдарламасының жаңа бесжылдығынын ескере отырып, «Бизнестің жол картасы - 2020» бағдарламасы өзекті етілді.

6-бағыт. Оқыту процесіне заманауи бағдарламалар мен оқыту әдістемелерін енгізу, жетекші жоғарғы оқу орындарын автономияға біртіндеп көшіру үшін жағдай жасау, сондай-ақ міндетті медициналық сақтандыруды енгізу жолымен адам капиталының сапалы өсуіне ерекше көңіл бөлінетін болады.

Қазақстандықтардың заманауи мәдениет кластерлерін дамытуды көздейтін Қазақстан Республикасы Президентінің «Мәдени саясат тұжырымдамасы туралы» Жарлығының жобасы әзірленетін болады.

2015-2017 жылдарға арналған бюджет жобасын қалыптастыру шеңберінде мемлекеттік әлеуметтік жәрдемақы көлемін 2015 жылғы 1 шілдеден бастап 25 пайызға, мемлекеттік қызметкерлердің еңбекақысын 2015 жылғы 1 шілдеден және 2016 жылғы 1 шілдеден бастап 15 пайызға, стипендиялар мөлшерін 2016 жылғы

1 қаңтардан бастап 25 пайызға өсіру, азаматтық қызметшілердің еңбекақысын 2015 жылғы 1 шілдеден бастап арттыру көзделетін болады.

Бұдан басқа, Мемлекет басшысы мүмкіндігі шектеулі адамдар үшін «кедергісіз орта» құруды тапсырды.

7-бағыт. Жергілікті жерлердегі атқарушы органдарының дербестігін көтеру, құжат айналымын қысқарту және мемлекеттік кәсіпорындардың, ұлттық компаниялар мен бюджеттік мекемелердің кадр саясатына меритократия қағидаттарын енгізу мәселелерін қамтитын мемлекеттік институттар жұмысын жетілдіру.

Сондай-ақ, Мемлекет басшысы Үкіметке 2014 жылы жасалатын бір қатар нақты тапсырмалар берді.

Атап айтқанда, ағымдағы жылы экономика өсімін 6-7% деңгейінде, сондай-ақ жан басына шаққандағы ішкі жалпы өнімді 14,5 мың доллардан кем емес деңгейде болуын қамтамасыз ету қажет.

Бұдан басқа, Ұлттық Банкпен және Қазақстан Республикасының басқа да мүдделі мемлкеттік органдарымен бірлесіп инфляцияны орта мерзімді перспективада 3-4% дейін төмендету шаралары әзірленетін болады.

Сонымен қатар, Мемлекет басшысының тапсырмасына сәйкес Қаржы секторын дамытудың 2030 жылға дейінгі тұжырымдамасы, Жекешелендірудің 2014-2016 жылдарға арналған кешенді бағдарламасы және «Мәңгілік Ел» патриоттық актісі қабылданатын болады.

Уважаемые участники коллегии!

Таковы основные 7 направлений Послания Президента нашей страны Нурсултана Абишевича Назарбаева «Казахстан – 2050: Единая цель, Единые интересы, Единое будущее». Обращаясь с посланием народу Казахстана Глава государства обратился непосредственно к каждому гражданину нашей страны, к каждому, кто связывает свою жизнь, жизнь своих детей и близких с будущим нашей единой родины, а значит – к каждому из нас! Я уверен, что многих, как и меня, в послании воодушевляет то, что впервые четко сформулирована национальная идея нашей страны «Мәңгілік Ел». Национальная идея Казахстана в XXI веке включает в себя также 7 главных ценностей:

1.     Независимость Казахстана и Астана;

2.     Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе;

3.     Светское общество и высокая духовность;

4.     Экономический рост на основе индустриализации и инноваций;

5.     Общество Всеобщего труда;

6.     Общность истории, культуры и языка;

7.     Национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.

В этой связи, Уважаемые коллеги, мы не можем быть сторонними наблюдателями и ждать, когда кто-то за нас сделает нашу жизнь лучше, а засучив рукава должны эффективно выполнять задачи, поставленные Главой государства перед агропромышленным комплексом нашей страны. Поэтому предлагаю рассмотреть их более подробно.

Так, в соответствии с поручением Главы государства в феврале 2013 года была принята новая программа развития отрасли - «Агробизнес - 2020», которая предусматривает увеличение объемов господдержки АПК в 4,5 раза и позволит привлечь в отрасль не менее 10 трлн. тенге частных средств за период реализации.

Программой наряду с действующими мерами предусматриваются и новые меры господдержки в виде финансового оздоровления, страхования и гарантирования займов перед финансовыми институтами, инвестиционных субсидий, фондирования БВУ, которые в целом облегчат доступ субъектов АПК к финансированию.

В рамках создания законодательной основы новых инициатив программы в январе текущего года Главой государства подписан соответствующий закон.

Этим законодательным актом внесены изменения в 6 кодексов и 9 законов и предусматривается внедрение целого ряда совершенно новых инструментов государственной поддержки аграрного бизнеса, таких как:

возмещение части расходов, понесенных субъектами АПК, при инвестиционных вложениях;

субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственного сырья;

субсидирование при гарантировании и страховании займов производителей, позволяющее при недостаточности залогового обеспечения получить ему денежный и/или товарный кредит.

стимулирование привлечения работников АПК в сельские населенные пункты по аналогии с работниками социальной сферы и ветеринарии.

Также Закон предусматривает дальнейшее совершенствование системы ветеринарной безопасности и ужесточение ответственности за нарушение ветеринарного законодательства.

Таким образом, закон позволил создать правовую основу реализации задач Программы «Агробизнес-2020».

Как вам известно, в рамках реализации указанной Программы разработано 15 мастер-планов для каждой из подотраслей сельского хозяйства (модернизация ветеринарной системы в соответствии с международными стандартами;стабилизация зернового рынка;развитие коневодства;развитие кормопроизводства;развитие молочного скотоводства;развитие мясного скотоводства;развитие овцеводства;развитие переработки сельхозпродукции;плодоовощеводство;развитие мясного птицеводства;развитие рационального использования земель;развитие свиноводства;развитие семеноводческой отрасли;развитие товарного рыбоводства;развитие системы фитосанитарной безопасности).

Механизм реализации мастер-планов подразумевает четкую разбивку показателей по годам и в разрезе областей и позволяет каждому реализовать найти свое место в программе, реализовать свой инвестиционный проект и построить эффективный агробизнес.

Кроме того, разрабатывается Карта специализации регионов, которая позволит дифференцированно и более эффективно проводить государственную политику в АПК через установку обоснованных бюджетных лимитов на региональные объемы господдержки для производства сельскохозяйственной продукции.

В целом 2013 год для реализации Программы стал организационным, новые механизмы господдержки начнут действовать с текущего года.

В текущем году нам предстоит большая работа.

Общенациональным планом мероприятий, утвержденным Указом Главы государства, для организации выполнения задач, поставленных в Послании Министерству сельского хозяйства предстоит уже в первой половине текущего года скорректировать Программу «Агробизнес - 2020» и другие стратегические и программные документы с учетом следующих задач:

1) внедрение новых технологий в сельском хозяйстве, в том числе в засушливых регионах.

В целях решения данной задачи в рамках Программы «Агробизнес-2020», разрабатываются новые и вносятся изменения в действующие правила предоставления государственной поддержки.

Так, для тех сельхозтоваропроизводителей, которые в своем процессе производства используют новые технологии для повышения урожайности, удоев, привеса предусматривается повышенный норматив субсидий.

Новой мерой, направленной на модернизацию и расширение действующих, строительство новых высокопроизводительных предприятий, использующих новые технологии и оборудование является инвестиционное субсидирование.

2) создание эффективного земельного рынка на принципах прозрачного ценообразования и привлечения инвестиций, предусматривающей обязательства по внедрению передовых технологий, повышению производительности труда.

Для решения данной задачи Министерством разработан ряд системных мер, таких как, введение книги истории полей, установление правил рационального использования и т.д. Все эти меры административно понуждают землепользователей к рациональному использованию земли.

Вместе с тем, эти меры не решают главного вопроса – экономической заинтересованности владельцев в максимально эффективном использовании земли.

В этой связи, планируется совершенствование налогообложения субъектов АПК, данный вопрос обсуждается с заинтересованными госорганами. Также предусматривается создание системы целевой аренды сельхозугодий, предусматривающей обязательства по внедрению передовых технологий, повышению производительности труда, внедрению лучших мировых стандартов.

3) устранение барьеров, препятствующих ведению агробизнеса, процессу кооперации, эффективному землепользованию.

В целях устранения барьеров, препятствующих ведению агробизнеса, процессу кооперации, эффективному землепользованию на системной основе будут проводиться следующие мероприятия:

1. Стандартизация и регламентация государственных услуг.

2. Оптимизация государственных услуг.

3. Автоматизация государственных услуг.

Кроме того, Министерством планируется внести изменения в законодательные акты по вопросам сельскохозяйственной кооперации, которые позволят принять нормы государственной поддержки стимулирующие СХТП к кооперации, а также законодательное закрепление критериев отнесения субъектов АПК к СЗЦ.

4) обеспечение прямого доступа субъектов сельского хозяйства к долгосрочному финансированию.

В рамках Программы «Агробизнес-2020» в целях расширения доступа субъектов агропромышленной отрасли к финансированию, разрабатываются и внедряются механизмы гарантирования и страхования займов, субсидирования ставок вознаграждения финансовых институтов по кредитам, лизингу, инвестиционные субсидии и т.д.

Уже в 2013 году были утверждены правила субсидирования ставок вознаграждения по кредитным и лизинговым обязательствам субъектов АПК для финансового оздоровления, реализация которых продолжится и в последующие годы. На стадии утверждения находится ряд правил по внедрению новых инструментов господдержки, предусмотренных программой.

При этом Программой предусмотрено, что квазигосударственный институт в лице АО «НУХ «КазАгро» будет поэтапно на основе использования собственных и привлеченных средств увеличивать фондирование банков второго уровня, микрокредитных организаций и кредитных товариществ, что в целом будет способствовать обеспечению долгосрочного финансирования сельхозтоваропроизводителей по приемлемым ставкам.

5) создание системы гарантирования и страхования займов.

В рамках в реализации Агробизнес-2020 предусмотрено субсидирование при гарантировании и страховании займов, позволяющее при недостаточности залогового обеспечения получить производителю денежный и/или товарный кредит.

Данный инструмент наряду с расширением доступа сельхозпроизводителей к финансированию, послужит стимулом в привлечении финансовых институтов в процесс активного финансирования сельского хозяйства и увеличат приток частных инвестиций в АПК.

6) расширение научных исследований в сельском хозяйстве и здравоохранении, в том числе создание экспериментальных научно-инновационных кластеров и изучение вопроса засухоустойчивых генно-модифицированных культур.

В рамках поручений Главы государства о реформировании аграрной науки была создана рабочая группа.

Выработано предложение по реформированию науки путем создания научно-образовательного комплекса на базе АО «КазАгроИнновация» и высших учебных заведений аграрного профиля.

В основу функционирования этого комплекса будут заложены основные принципы деятельности Назарбаев Университета.

Объединение отраслевой и вузовской науки позволит сократить имеющийся разрыв между образованием, наукой и практикой и увеличить эффективность государственного управления аграрным бизнесом.

Біздің алдымызға айқын тапсырмалар қойылған. Біздің міндетіміз бизнеспен бірге, оларды орындау болып табылады. Сондықтан да біз «Агробизнес 2020» бағдарламасын және оны іске асыру үшін қабылданған шебер-жоспарларды орындауды басты мақсат етіп отырмыз.

Қорыта айтқанда, Елбасымыздың Жолдауы әрбір мемлекеттік қызметшінің, әрбір Қазақстан азаматының ұлттық мақтанышы. Өйткені ол күшті, қуатты мемлекет құруға, тұрақты экономикалық өсуге, оның ішінде аграрлық секторды өркендетуге бағытталған келелі құжат.

Ендігі жерде біз біліктілігіміз бен кәсіби тәжірибемізді аянбай жұмсап, күш-жігерімізді біріктіре отырып, Мемлекет басшысының тарсырмаларын мүлтіксіз орындауға тиіспіз.

Назар салып тыңдағандарыңызға рахмет!

Опубликовано: 13 Февраль 2014

Архив

Фев
2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти