Уважаемый Кабибулла Кабенович!

Сегодня я хотел бы доложить о социально-экономическом развитии страны, о реализации Послания Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» и перспективах развития на 2014 год.

Несмотря на слабый рост мировой экономики в прошедшем году, реальный рост ВВП Казахстана в 2013 году составил 6%, что соответствует целевому прогнозу. ВВП на душу населения составил 13 тысяч долларов США, что на 6,7% выше, чем в 2012 году.

Рост экономики был обеспечен за счет роста внутреннего спроса, высокой инвестиционной активности, и высоких темпов роста в агропромышленном комплексе, машиностроении и строительной индустрии.

Основным фактором роста ВВП стало увеличение роста сферы услуг. В 2013 году рост производства услуг составил 7,4%, вклад в прирост экономики составил 3,9 п.п., при этом вклад производства товаров составил 1,4 п.п.

В разрезе услуг наибольший рост в 2013 году отмечался в информации и связи (14%), торговле (12,7%), транспорте и складировании (7,5%).

В промышленности прирост выпуска продукции составил 2,3%. В обрабатывающей промышленностинаиболее высокие темпы показала отрасль машиностроения с ростом 14,6%, что обеспечило 88% роста всей перерабатывающей промышлености.

Рост сельского хозяйства составил 110,8% на фоне высокого урожая в прошлом году и низкой базы 2012 года.

Росту экономики способствовала стабильная макроэкономическая ситуация. Инфляция в годовом выражении в 2013 году составила 4,8%, что на 1,2 процентных пункта ниже уровня прошлого года (6%).

Ситуация на рынке труда остается стабильной. Уровень безработицы сложился в декабре на уровне 5,2%.

Достигнутые результаты обеспечили в 2013 году улучшение позиций Казахстана в международных рейтингах конкурентоспособности. Так, Казахстан вошел в число 50 конкурентоспособных стран мира по рейтингам Глобального инедкса конкурентоспособности Всемирного экономического форума и Легкости ведения бизнеса «DoingBusiness».

Вместе с тем, экономика страны в прошлом году развивалась в условиях замедления экономического роста в мире.

В 2013 году по прогнозу МВФ рост мировой экономики составил 3,0%. В текущем году ожидается более высокий рост мировой экономики на уровне 3,7%.

Более высокому темпу развития мировой экономики будет способствовать восстановление экономического роста в развитых странах.

Рост экономики США в 2014 году прогнозируется на уровне 2,8% против 1,9% в 2013 году. Зона Евро переходит от рецессии к росту в результате повышения объемов экспорта и восстановления потребительского спроса. После двух лет спада впервые ожидается рост в 1,0%.

В развивающихся экономиках ожидается замедление темпов роста. Так, рост экономики Китая прогнозируется на уровне 7,5%, что ниже 7,7% в 2013 году. Рост российской экономики увеличится до 2,0% после сильного падения до 1,3% в 2013 году.

Дальнейший рост казахстанской экономики должен быть основан, прежде всего, на технологической модернизации основных фондов, повышении производительности труда, качества человеческого капитала и институциональной среды.

Уважаемые Депутаты!

В 2014 годуработа Министерства будет сконцентрирована на реализации Стратегии развития Казахстана до 2050 года и Послания Главы государства народу Казахстана от 17 января текущего года.

В реализацию Стратегии - 2050 и Послания утверждена Концепция по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира.

Концепциязакладывает основы для постепенного совершенствования социальной, экономической и институциональной среды для достижения поставленной цели к 2050 году по 5 стратегическим направлениям:

1)     развитие человеческого капитала, основанное на принципах доступности и инклюзивности;

2)     совершенствование институциональной среды для обеспечения условий для устойчивого роста экономики;

3)     развитие отраслей наукоемкой экономики посредством диверсификации, модернизации и инноваций;

4)     ускоренное формирование инфраструктуры наукоемкой экономики;

5)     углубление интеграции в мировую и региональную экономику.

В XXIвеке успешность развития страны наряду с экономическим благополучием должна определяться уровнем развития человеческого капитала, здоровья, социального настроя, инклюзивности, безопасности среды обитания и эффективности государственного управления.

В этой связи Казахстан в 2050 году войдет в число 30-ти самых развитых стран мира не только по ВВП на душу населения, но и по уровню доходов граждан и качеству жизни населения, с производительной и устойчивой экономикой.

Для измерения вхождения Казахстана в группу самых развитых стран мира определены Ключевые показатели эффективности до 2050 года.

Так, в сфере экономического развития необходимо достичь целевого значения ВВП на душу населения в 60 тыс. долл. США, при среднем темпе росте ВВП в 4,3%.

Необходимо довести долю ненефтяного экспорта в структуре ВВП с 32 до 70%.

Производительность труда должна увеличиться в 5 раз.

Доля малого и среднего бизнеса должна составить 50% к ВВП к 2050 году.

Должна сократиться энергоемкость экономики в 2 раза. 50% электроэнергии должно производиться возобновляемыми и альтернативными источниками энергии.

Необходимо добиться повышения эффективности всех элементов государственного управления в несколько раз для достижения уровня 30-ки развитых стран.

Необходимо создать условия для увеличения продолжительности жизни до 84 лет.

С учетом долгосрочных задач Правительством будет принят детальный План мероприятий по реализации Концепции, а также будут внесены соответствующие изменения в стратегические и программные документы.

Разрешите доложить об основных задачах Министерства, с учетом основных положений Послания Главы государства и Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира.

Первое. Обеспечение устойчивого роста экономики и макроэкономической стабильности.

В целях вхождения в 30-ку самых развитых стран необходимо увеличить ВВП на душу населения до 60 тыс. долл. США к 2050 году (по ППС в ценах 2005 года), при среднем ежегодном темпе роста ВВП в 4,3%.

В этой связи Правительством в текущем году будет обеспечен реальный рост ВВП на уровне не менее 6%.

Объем номинального ВВП в 2014 году увеличится дополнительно на 3,0 п.п. и составит 39,6 трлн. тенге, что превышает номинальный ВВП прошлого года на 18,2%.

Экспорт товаров по прогнозам составит 86,3 млрд. долларов США, что на 1,6 млрд. долларов выше по сравнению с ранее одобренным прогнозом, в связи с корректировкой курса тенге.

Импорт товаров составит 52,2 млрд. долларов США, на 6,4млрд. долларов ниже одобренного прогноза.

Ожидается, что устойчивый рост отраслей экономики и достаточно высокая потребительская активность обеспечат высокие темпы роста сферы услуг.

Основными факторами роста экономики Казахстана в 2014 году станут рост внутреннего спроса и улучшение внешних условий для экспорта. Положительная динамика развития ожидается в отрасли машиностроения, добыче нефти и природного газа, в сфере услуг.

Для поддержки внутреннего спроса в экономике будет обеспечено приоритетное финансирование государственных и отраслевых программ, которые дают наибольший мультипликативный эффект на рост экономики и занятость.

Второе. Недопущение роста инфляции.

В текущем году первостепенной задачей будет насыщение внутреннего рынка социально-значимыми продуктами, с установлением предельно допустимых розничных цен и использованием продукции стабилизационных фондов.

Для недопущения роста цен на социально значимую продукцию установлены пороговые значения и размеры предельно допустимых розничных цен.

Также предусматривается активизация работы по проведению товарных интервенций с использованием продукции стабилизационных фондов для предотвращения дефицита продовольственных товаров.

В целях насыщения внутреннего рынка республики и стабилизации цен на основные виды нефтепродуктов будут утверждаться Графики поставок нефтепродуктов по областям и гг. Астана и Алматы, и ежемесячно устанавливаться предельно допустимые цены на бензин и дизтопливо.

В целях регулирования импортных оптовых поставок нефтепродуктов и обеспечения стабильности на внутреннем рынке будет создан единый оператор по поставкам нефтепродуктов из Российской Федерации в лице ТОО «КазМунайГаз Өнімдері».

Для недопущения роста тарифов будет обеспечен предельный вклад тарифов и цен на регулируемые услуги в инфляцию на 2014 год на уровне 1,2 п.п. и введение в действие новых тарифов и цен на регулируемые услуги не ранее мая 2014 года.

В целях поддержки доходов населения в соответствии с поручениями Главы государства, данными на расширенном заседании Правительства 14 февраля текущего года с 1 апреля будет введена ежемесячная доплата к должностному окладу гражданских служащих, врачей, учителей и других работников социальной сферы государственного сектора в размере 10 %. Размеры пенсионных и государственных социальных выплат, будут повышены на 5% (с учетом повышения с начала 2014 года будут доведены до 14 и 12% соответственно), адресной социальной помощи – до 12 %, стипендии студентам – на 10%.

До конца года будет разработан проект Указа Президента, предусматривающий повышение уровня оплаты труда государственных служащих корпуса «Б» на 15% с 1 июля в 2015 и 2016 годах.

Третье. Повышение эффективности управления государственными активами.

Одной из главных задач является сокращение роли государства в экономике и повышение эффективности управления государственными активами.

С целью повышения эффективности управления государственными активами и обеспечения четкого разделения роли государства и частного бизнеса в экономике продолжится приватизация государственных и квазигосударственных компаний.

Создана Правительственная комиссия, проводится детальный анализ государственного и квазигосударственного сектора, выработаны подходы по отбору и передаче организаций с госучастием в конкурентную среду, также готовятся соответствующие изменения в нормативно-правовые акты.

В настоящее время квазигосударственный сектор составляют 6 963 организации: из них в республиканской собственности находятся 398, в коммунальной - 6 023 организаций с госучастием. В структуру активов национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний входят 542 организации.

На сегодня одобрена и начата передача в конкурентную среду 201 организации и 70 непрофильных объектов, из них - 10 находятся в республиканской собственности, 151 – в коммунальной, 40 активов и 70 объектов в холдингах.

В реализацию поручения Главы государства от 17 января т.г. разработан и до конца марта будет принят Комплексный План приватизации на 2014-2016 годы, предусматривающий системные меры по повышению эффективности управления государственным имуществом путем оптимизации состава и структуры государственной собственности.

Также проводится работа по устранению законодательных барьеров препятствующих выводу на IPO национальных компаний, входящих в группу Фонда Самрук-Казына.

До 2020 года доля государственной собственности в экономике будет снижена до уровня стран ОЭСР - 15% ВВП.

Четвертое. Привлечение инвестиций.

Для поддержания технологической модернизации отраслей экономики будут приняты меры по росту инвестиций в основной капитал.

В долгосрочной перспективе необходимо поддерживать долю инвестиций в основной капитал на уровне не менее 30% к ВВП.

За последние четыре года наблюдается чистый отток инвестиционных доходов по ранее вложенным прямым иностранным инвестициям на уровне 22,5 млрд. долл. США в год. В связи с этим, для поддержания долгосрочного роста экономики и главное, трансферта передовых технологий, начата работа по привлечению новой волны прямых иностранных инвестиций.

Для этого будет обеспечено поэтапное внедрение в Казахстане лучших стандартов и принципов ОЭСР, усовершенствовано национальное законодательство в сфере инвестиционной деятельности, в том числе в части привлечения целевых инвесторов в реализацию конкретных проектов обрабатывающего сектора, расширено участие инвесторов в инфраструктурных проектах через механизм ГЧП. При этом, будут привлекаться передовые инвесторы, лидеры в своем классе, способные создать максимальную стоимость для экономики Казахстана.

Пятое. Эффективность государственного управления.

В сфере государственного управления стоит задача повышения эффективности всех элементов государственного управления в несколько раз для достижения уровня 30-ки развитых стран по международным рейтингам эффективности системы государственного управления и уровня коррупции.

Для обеспечения реализации «Стратегии – 2050» Министерством совместно с государственными органами будет продолжена работа по дальнейшей оптимизации документов системы государственного планирования. Будет обеспеченокачественное улучшение механизмов и инструментов реализации программ.

С целью дальнейшего совершенствования системы государственного управлениябудут выработаны соответствующие предложения, в том числе по дальнейшему разграничению полномочий между уровнями государственного управления, по усилению финансовой самостоятельности местного самоуправления, повышению ответственности местных органов власти за результаты своей работы.

Будет проведена работа по дальнейшему сокращению документооборота и оптимизации информационных потоков на основе передового мирового опыта.

Уважаемые депутаты!

Шестой задачей министерства на предстоящий период будет борьба с теневой экономикой.

В соответствии с поручениями Главы государства по итогам расширенного заседания Правительства 14 февраля проводится работа по сокращению «теневой экономики».

С момента принятия Комплексного плана противодействия теневой экономике были реализованы 24 мероприятия. По остальным мероприятиям продолжаются работы, т.к. они имеют долгосрочный характер.

В настоящее время проведена актуализация Комплексного плана противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014 – 2015 годы.

В 2014-2015 годы борьба с теневой экономикой предусматривает реализацию мер общесистемного характера, а также мер по сокращению теневого оборота в конкретных отраслях экономики.

Общесистемные меры будут направлены на борьбу с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей, развитие безналичных платежей, эффективное управление государственными финансами, совершенствование бизнес-среды и совершенствование оценки теневой экономики.

Для сокращения теневого оборота принимаемые меры будут направлены на отрасли с наиболее высокой долей теневой экономики. Прежде всего, это сельское хозяйство, где доля теневой экономики составляет 68,5 %к ВДС отрасли, транспорт – 35,7%, торговля – 28,9%, операции с недвижимым имуществом – 26,2%.

Седьмое. Продвижение интересов отраслей экономики при формировании ЕЭП и присоединении к ВТО.

Министерство продолжит работу по подготовке проекта Договора о Евразийском экономическом союзе на основе приоритета экономических интересов, поэтапности, устранения изъятий и ограничений, препятствующих функционированию Таможенного союза и ЕЭП в полном объеме.

Проект Договора будет подготовлен на основе существующей договорно-правовой базы ТС и ЕЭП с учетом развития интеграционных процессов.

Для Казахстана одной из важных целей в интеграционных процессах является создание крупных высокотехнологичных производств, промышленных, агропромышленных и инфраструктурных проектов в рамках Единого экономического пространства.

В этой связи с целью развития конкурентоспособности экономик стран ТС и ЕЭП в проекте Договора о ЕАЭС будут предусмотрены положения о развитии сотрудничества в промышленности, агропромышленном секторе, а также в сфере транспорта и энергетики.

В рамках завершающей стадии переговорного процесса по вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию Министерством проводится работа по отстаиванию максимально выгодных условий для дальнейшего развития национальной экономики после вступления в ВТО, с учетом обязательств Казахстана в рамках Таможенного союза.

В долгосрочной перспективе в соответствии с задачей по вхождению в 30-ку самых развитых государств мира будет продолжено углубление интеграции в мировую и региональную экономику. Для успешного долгосрочного развития Казахстану необходимо обеспечить доступ к внешним рынкам, агломерациям - включиться в глобальные сети «умных городов», а приграничным регионам — развивать приграничную торговлю.

В этой связи ключевыми задачами в данном направлении станут: диверсификация торговых потоков, углубление интеграции на международные рынки и мировые цепочки производства и торговли.

Таким образом, Правительством будут приняты все необходимые меры, для обеспечения запланированных темпов роста экономики, обеспечения макроэкономической стабильности в стране и реализации поручений Главы государства.

Благодарю за внимание!

Опубликовано: 03 Март 2014

Архив

Март
2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти