Уважаемый Серик Нигметович!

Уважаемые коллеги!

Учитывая нестабильность в мировой экономике, Правительством осуществляется системный мониторинг экономических процессов в стране и мире. В рамках разработанного антикризисного плана на постоянной основе отслеживаются пороговые индикаторы, определяющие устойчивость экономики к воздействию внешних и внутренних шоков.

По итогам первого полугодия все индикаторы находятся в безопасной зоне.

Вместе с тем, несмотря на положительную динамику, в некоторых отраслях наблюдается отставание от целевых параметров развития.

Так, в январе-июне текущего года добыча сырой нефти на 1,8 процентных пункта ниже планового показателя, что снизило рост экономики на 0,3 процентных пункта.

Производство продукции в черной металлургии сократилось на 15,6%. Отрицательный вклад в ВВП составил 0,2 п.п. При этом основной причиной снижения объемов производства помимо сокращения спроса, является нестабильная работа доменных печей и высокая аварийность оборудования на АО «АрселорМиттал Темиртау».

Недовыполнение целевого показателя по объемам производства продуктов питания составляет 10,4 п.п. Так, по информации МСХ в натуральном выражении на 6,3% снизились объемы производства муки, на 5% крупы, на 4% растительного масла и на 40% мясных консервов.

ИФО производства в химической промышленности за первое полугодие составил 101,6% при плановом индикаторе 105,0%. Недостижение показателя связано с остановками завода ТОО «КазАзот» в марте и июне текущего года и выходом лишь на 70% проектной мощности АО «Каустик».

В то же время в некоторых отраслях достигнуто перевыполнение плановых показателей. Так, ИФО производства цветных металлов превышает целевой уровень на 2,3 п.п., производства неметаллической минеральной продукции на 4,4 п.п., машиностроения на 9,2 п.п.. Совокупный вклад данных отраслей в прирост ВВП составил 0,4 п.п.

Темпы роста в сельском хозяйстве ниже планового показателя на 10,2 п.п. Невысокие темпы объясняются в основном сезонным фактором, поскольку окончательные итоги по отрасли могут быть подведены только в конце года по результатам уборочной кампании. Вместе с тем, ожидаемый валовый сбор пшеницы 14,5 млн. тонн в текущем году, позволит обеспечить целевые параметры роста растениеводства и в целом сельского хозяйства в текущем году.

Таким образом, при достижении прогнозируемого роста в сельском хозяйстве и замещения невысоких темпов роста в одних отраслях более высокими темпами в других, рост ВВП в 2013 году должен составить не менее 6%.

Вместе с тем, реально оценивая ситуацию в мировой экономике, в условиях сокращения внешнего спроса, во втором полугодии необходимо предпринять конкретные шаги для успешного функционирования экономики и противостояния кризисным тенденциям.

Правительство имеет антикризисный план и уже сейчас необходимо начать реализацию некоторых мер направленных на поддержку макроэкономической стабильности, стимулирования внутреннего спроса, поддержки реального сектора экономики и недопущение роста безработицы в стране.

Многие мероприятия по созданию рабочих мест через развитие предпринимательства на селе, обучению и содействию в трудоустройстве и повышению мобильности трудовых ресурсов, носящие антикризисный характер, вошли во вновь принятую программу Дорожная карта занятости 2020.

При уточнении бюджета на реализацию дорожной карты занятости на 2013 год дополнительно выделено 30,1 млрд. тенге. В том числе:

на обеспечение занятости через развитие инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства 20 млрд. тенге,

на создание рабочих мест через развитие предпринимательства 4 млрд. тенге,

на содействие в трудоустройстве через обучение основам предпринимательства и переселение в рамках потребностей работодателя 3,7 млрд. тенге.

В целом на реализацию Дорожной карты занятости в 2013 году предусмотрено 104,9 млрд. тенге. По нашим расчетам реализация программы в 2013 году может дать дополнительный вклад в прирост ВВП порядка 0,3 процентных пункта.

Таким образом, Правительство совместно с местными исполнительными органами должно сконцентрироваться на решении следующих задач.

Первое. В целях недопущению роста уровня безработицы и стимулирования экономической активности населения до конца текущего года Министерству труда и социальной защиты населения совместно с местными исполнительными и государственными органами необходимо обеспечить максимальный охват населения мероприятиями Дорожной карты занятости 2020.

Второе. Для достижения запланированных параметров развития и поддержания активности в экономике необходимо особый упор сделать на инвестирование в капиталоемкие отрасли экономики, такие как строительство, развитие инфраструктуры и сельского хозяйства.

В этой связи, Министерству регионального развития совместно с местными исполнительными органами необходимо принять исчерпывающие меры по реализации программ модернизация ЖКХ и Доступное жилье – 2020 и освоению выделенных на их реализацию средств.

Так, по Программе «Доступное жилье – 2020» в 2013 году необходимо ввести в эксплуатацию 6,6 млн. кв. метров общей площади жилья за счет всех источников финансирования. За шесть месяцев процент ввода жилья к годовому плану составил 45%. Что касается строительства арендного жилья для очередников, то по состоянию на 1 июля 2013 введено в эксплуатацию и приобретено 57,7 тыс. кв. метров или 946 квартир, что составляет 14% к плану.

Недостаточное освоение средств наблюдается в Мангистауской (71%) и Акмолинской областях (76%).

Из выделенных средств на строительство кредитного жилья через систему жилстройсбережений введено в эксплуатацию 80,1 тыс. кв. метров - 1 200 квартир или 18% к плану. Низкое освоение в Жамбылской (2%) и Костанайской (52%) областях, а в Мангистауской – нет освоения.

В рамках Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года на реконструкцию и модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства на 2013 год предусмотрено 18,1 млрд. тенге. Всего к концу 2013 года необходимо провести модернизацию коммунальных сетей с общей протяженностью 1012 километров.

В рамках программы «Ақ бұлақ» в 2013 году необходимо реализовать 300 проектов на 78,1 млрд. тенге. Освоение за первое полугодие средств по городскому водоснабжению и водоотведению составило 76,1%. Наименьшее освоение отмечено в Мангыстауской (15,3%), Акмолинской (53,9%) и Костанайской (56,8%) областях. Освоение по сельскому водоснабжению составило 93,5%.

Кроме того, хороший импульс росту экономики регионов и страны в целом должна дать финансовая поддержка местного самоуправления. На эти цели для реализации проектов в 2100 сельских населенных пунктах по капитальному и текущему ремонту объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, водоснабжения, газоснабжения, коммунального хозяйства в 2013 году из республиканского бюджета выделены средства в сумме 6,0 млрд. тенге.

Для обеспечения запланированных темпов роста Министерству сельского хозяйства совместно с регионами необходимо мобилизовать усилия по успешному проведению уборки урожая, усилить работу по развитию животноводства и обеспечить увеличение производства стратегических важных продуктов питания.

Третье. Министерству индустрии и новых технологий совместно с местными исполнительными органами необходимо активизировать реализацию проектов Карты индустриализации. По предварительным расчетам ввод в эксплуатацию запланированных в 2013 году проектов позволит обеспечить вклад в приросте ВВП на уровне 0,2 процентных пункта.

Кроме того, индустриальные проекты, реализуемые по поручению Главы государства, дадут вклад в рост порядка 0,8 процентных пункта.

Кроме того, помимо создания новых производств, необходимо особое внимание уделять модернизации и обновлению действующих производств.

Четвертое. В текущем году завершается действие закона о трансфертах общего характера на 2011-2013 годы. В связи с этим будет разработан и в августе внесен в Правительство новый закон о трансфертах общего характера на 2014-2016 годы.

В августе т.г. основной задачей станет подготовка и внесение в Правительство законопроектов бюджетного блока, куда помимо закона о республиканском бюджете на 2014-2016 годы, войдут законы о трансфертах общего характера и гарантированном трансферте из Национального фонда на 2014-2016 годы, а также поправки в бюджетное законодательство, необходимые для реализации Концепции новой бюджетной политики.

Благодарю за внимание!

Опубликовано: 23 Июль 2013

Архив

Июль
2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти