Уважаемые коллеги! Дамы и господа!


Прошел всего год с нашей первой встречи в
формате Евразийского Форума лидеров высшего образования.
Рад видеть вас - топ-менеджеров образования из многих стран Евразии, на Втором Форуме в нашей прекрасной столице Астане.
Думаю, вы согласитесь, что эти встречи в Назарбаев Университете стали уникальной диалоговой площадкой, и у нее очень большие перспективы.
Ведь сегодня роль института лидерства в
глобальных и локальных процессах развития человечества приковывает к себе особое внимание.
Вспомним, что еще в начале 16-го века
флорентийский мыслитель Никколо Макиавелли отводил этому явлению одну из главных функций в управлении обществом.
Феномен лидерства стал мощной движущей
силой формирования государств, общественных движений, системных прорывов в политике, экономике, науке, мышлении и мотивации людей.
Каждый из нас может привести множество
примеров определяющего влияния лидеров в самых различных сферах человеческой жизни.
Очень яркое свидетельство этому дали Первые Международные Назарбаевские чтения, проведенные в Астане в ноябре прошлого года.
Они были посвящены всестороннему исследованию феномена лидерства Н.А.Назарбаева - Первого Президента Республики Казахстан, и станут регулярными.
В важности роли института лидерства не является исключением и сфера высшего образования.
И эта роль полностью еще не исследована.
Думаю, что наш Форум даст существенное продвижение в этом актуальном вопросе.
К примеру, по двум, на мой взгляд, ключевым аспектам.
Во-первых, это лидерство самих университетов в глобальных процессах.
Наступает эпоха, когда ведущие университеты начинают определять масштабы и направления развития не только образования науки и инноваций, но и оказывают все возрастающее влияние на формирование элиты стран мира.
А через нее, по цепочке лидерства, на экономическое, научное, технологическое и общественное развитие.
В этом есть большое поле для сегодняшних дискуссий.
К примеру, по вопросу - готов ли Евразийский регион к глобальной, сильной конкуренции за лидерство в мире высшего образования?
И каковы прогнозируемые последствия такой конкуренции, как она сможет изменить облик и роль высшей школы через годы и десятилетия?
Во-вторых, аспект лидерства топ-менеджеров в высшем образовании.
Как показывает анализ последнего времени, их роль в достижении успеха может быть сопоставима, а иногда и выше, чем даже у корпоративных механизмов управления.
Насколько высшее образование Евразийского пространства способно продуцировать лучшие мировые образцы лидерства в управлении университетами?
Готовы ли руководители университетов решать вопросы, которые волнуют общество?
А это, в первую очередь, качество, востребованность, массификация высшего образования, взаимодействие высшей школы с рынком труда, производством и обществом.
Надеюсь, что эти вопросы найдут отражение в обсуждениях на Форуме.
Особенно актуально это сегодня, когда перед казахстанским высшим образованием поставлены новые грандиозные задачи, определенные Президентом Н.А.Назарбаевымв Стратегии «Казахстан - 2050».
Наша страна вступает в следующий этап роста, ориентированного на вхождение в тридцатку самых развитых стран мира.
Принята Концепция перехода к «зеленой» экономике.
В «зеленую модернизацию» будут вкладываться средства в объёме 2-х процентов национального ВВП.
Катализатором реализации Концепции должна стать Всемирная выставкаЭКСПО-2017, которая будет проходить в Астане под девизом «Энергия будущего».
Полным ходом идет создание Евразийского экономического союза, который объединит рынки товаров, услуг и рабочей силы Казахстана, России и Беларуси.
Это далеко не полный перечень масштабных задач, для успешного претворения которых необходимо стремительное развитие высшего образования и науки.
Хочу в нескольких словах обозначить, что нами для этого делается.
Прежде всего, мы интегрируем академическую сферу в рамках Евразийского и общемирового пространства.
В ближайшем будущем еще одной формой сотрудничества станет инициированная Президентом нашей страны передача части государственных университетов в доверительное управление консорциумов иностранных и отечественных инвесторов.
Этим мы сейчас занимаемся.
Планируем создать Научно-образовательные кластеры мирового уровня в сферах сельского хозяйства, энергетики и химии.
Образцом для них будет Назарбаев Университет, его модель международного участия в науке, образовании и инновациях.
Еще один канал международной интеграции - разработка новых образовательных программ для вузов.
В первую очередь - 70-ти программ по всем педагогическим специальностям бакалавриата, магистратуры, докторантуры.
К их созданию привлечены эксперты Высшей школы Назарбаев университета и вузов Великобритании, Австралии, Германии, Финляндии, Бельгии, Японии, Южной Кореи, Китая, Сингапура и т.д.
Со следующего учебного года начнется апробация этих программ.
Системное значение для международной интеграции приобретает инициированное Главой нашего государства внедрение полиязычия на всех уровнях обучения - от детского сада до вуза и послевузовского образования.
В этой же цепи - формирование в стране системы независимой аккредитации вузовс участием казахстанских и зарубежных агентств, вхождение Европейский реестр качества.
И, соответственно, последовательный отход от тотального государственного надзора в данной сфере.
Уже к 2015 году государственная аттестация вузов будет отменена.
Уважаемые коллеги!
В этом году исполнилось 20 лет уникальной стратегической инициативе Н.А.Назарбаева - программе «Болашак».
За это время тысячи стипендиатов программы завершили обучение и работают в различных отраслях экономики.
Успех программы «Болашак» послужил хорошим примером для системного развития академической мобильности наших студентов.
А также ежегодного приглашения к нам лучших зарубежных профессоров.
В 2011-2012 годах их привлечено более 3000 - из стран Европы, США, Российской Федерации, Юго-Восточной Азии и т.д.
Казахстан вошел в число стран, принявших Национальные рамки квалификаций.
Наша Национальная рамка совместима с Европейской рамкой квалификаций и является основой разрабатываемой Национальной системы квалификаций.
На ее основе уже разработаны Отраслевые рамки квалификаций в целом ряде ключевых сфер деятельности.
С учетом мирового опыта начата системная разработка профессиональных стандартов.
Они станут главной базой для разработки новых программ обучения и сертификации специалистов, выпускаемых вузами.
Такую сертификацию будут проводить независимые центры, созданные на базе отраслевых объединений работодателей.
Это совершенно новый механизм взаимодействия казахстанской высшей школы с экономикой страны.
Уважаемые коллеги!
За год, прошедший с Первого Евразийского форума лидеров высшего образования, наша высшая школа заметно продвинулась вперед.
Наши вузы вошли в топ-450 рейтинга QS.
В развитии научных исследований государственная политика направлена на укрепление вузовского сектора.
И только за 2012 год число публикаций наших ученых в международных рейтинговых журналах увеличилось более чем вдвое.
С учетом мирового опыта мы в 11 университетах развиваем новую модель единстванауки и инноваций, коммерциализации исследований, привлечения талантливой молодежи.
Особое внимание обращаем на подготовку научных кадров.
Как вы знаете, мы полностью перешли на принятую в мире систему подготовки «бакалавр - магистр - доктор PhD».
И, наконец, преодолели многолетнюю тенденцию старения и количественного сокращения научных кадров.
В науку пошла молодежь, и число наших исследователей стало расти.
Сегодня мы совершенствуем механизмы подготовки научных кадров в соответствии с курсом страны на индустриализацию.
И к 2020 году увеличим набор на программы PhD-докторантуры в 4 раза.
Так что наша высшая школа на подъеме, и мы настойчиво используем для ее развития самый передовой мировой опыт.
Дорогие друзья!
Евразийский регион, как и мир в целом, вступил в полосу серьезных перемен.
В этих условиях очень важно сохранять темп поступательного развития, выдерживать ориентиры на высокие цели.
Евразийский форум лидеров высшего образования играет важную роль в определении таких ориентиров для высшей школы наших стран.
Желаю всем вам самой плодотворной работы, новых достижений в развитии образования и науки!
Спасибо за внимание!

Опубликовано: 12 Июнь 2013

Архив

Июнь
2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти