Уважаемые участники Конференции!

Дамы и господа!

Позвольте поприветствовать Вас на Инвестиционной конференции, проводимой в рамках 47-ого Ежегодного заседания совета управляющих Азиатского Банка Развития!

Сегодня в своем выступлении я хотел бы, в первую очередь, выразить благодарность Совету управляющих АБР и господину Такехико Накао лично за оказанное доверие и поддержку в проведении сегодняшнего мероприятия. Надеюсь, что на нашей Конференции мы продолжим сложившуюся традицию построения конструктивного диалога  и обмена  опытом, направленную на консолидацию наших общих усилий.

История сотрудничества АБР с Казахстаном насчитывает порядка 20 лет успешного взаимодействия. За этот исторически небольшой отрезок времени Казахстаном были достигнуты значительные результаты. Так, за годы независимости нам удалось увеличить свой экономический потенциал почти вдвое. В абсолютном значении ВВП страны увеличилось с 11 млрд. долларов в 1994 году до 220 млрд. долларов в 2013 году.

По темпам роста ВВП Казахстан на сегодняшний день занимает лидирующие позиции среди стран СНГ. Кроме того, Казахстан входит в пятерку быстрорастущих экономик (БРР) мира с установленным ростом ВВП в 6% по итогам 2013 г.

Экономический успех Казахстана позволил значительно улучшить позиции страны в мировых рейтингах конкурентоспособности. Так, по итогам 2013 года, впервые за всю историю участия в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Казахстан вошел в число 50 наиболее  конкурентоспособных стран мира, что ознаменовало масштабный прорыв государства: Казахстан с опережением на 18 лет достиг общенациональной задачи по вхождению в 50-ку развитых стран мира.

Наряду с этим, Казахстан значительно улучшил свои позиции по ключевым параметрам ведения бизнеса. Так, на данный момент по рейтингу «DoingBusiness» Всемирного Банка Казахстан занимает 50-ое место, продемонстрировав значительный прогресс в таких областях регулируемой деятельности, как защита права собственности, налоговое бремя и принудительное исполнение договоров.

Как результат последовательной политики по улучшению инвестиционного климата, а также стабильного роста экономики Казахстан c 2005 года по 2013 год смог привлечь порядка 183,7 млрд. долл. США валовых  прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Согласно оценке ведущей консалтинговой компании мира – Эрнст энд Янг, Казахстан сегодня является первой по уровню инвестиционной привлекательности страной в Центральной Азии и второй среди стран СНГ.

Прогресс Казахстана в улучшении бизнес среды и повышении инвестиционного потенциала страны является прямым результатом выверенной политики государства.

Правительством Республики Казахстан  на сегодняшний день реализуется ряд последовательных мер, направленных на снятие существующих ограничений для зарубежных инвесторов и создание наиболее комфортных условий ведения бизнеса. В первую очередь, необходимо отметить качество законодательной базы осуществления инвестиционной деятельности.

Уже более десяти лет в Казахстане действует  Закон  «Об инвестициях», регулирующий отношения, связанные с инвестициями в Казахстане. Следует отметить, что данный закон, по оценкам международных экспертов, является одним из лучших среди стран с переходной экономикой.

Так, с учетом новых задач,  обозначенных Главой государства, осуществляется пересмотр действующей  инвестиционной политики в целях повышения не только количества, но и качества ПИИ.

В рамках установленного политического ориентира нами разрабатывается комплексный план по улучшению инвестиционного климата Казахстана.

В соответствии с разработанным планом нами предусматриваются следующие инвестиционные инициативы, направленные на создание более благоприятных условий для зарубежных инвесторов.

Новый пакет стимулов для зарубежных инвесторов включает следующие меры:

Первое. Значительное упрощение визового режима по принципу «зеленого коридора».Данные меры предусматривают введение в одностороннем порядке безвизового режима для граждан наиболее развитых стран со сроком пребывания до 90 суток, а также предоставление инвесторских виз руководителям структурных подразделений иностранных компаний.

Второе. Введение упрощенных процедур по привлечению иностранной рабочей  силы для реализации инвестиционных проектов.

В рамках данной инициативы инвесторам будет предоставлено право на привлечение иностранной рабочей силы на весь период реализации инвестиционного проекта и один год после ввода объекта в эксплуатацию, вне квоты и без разрешений на привлечение иностранной рабочей силы.

Третье. Введение гарантии от изменения законодательства для иностранных инвесторов. Опрос инвесторов Казахстана на протяжении нескольких лет показывает, что недостаточная прозрачность и стабильность нормативной и правовой среды является одним из основных негативных факторов, снижающих инвестиционную привлекательность Казахстана. В этой связи, нами сегодня проводится работа по введению принципа «стабильности» законодательства на 10 лет в налоговой, миграционной и экологической сферах и прогнозируемых регулируемых тарифов и цен на долгосрочный период.     

Четвертое. Расширение доступа иностранных инвесторов к международному коммерческому арбитражу. На сегодняшний день нами совместно с Министерством юстиции РК проводится работа по внедрению рекомендаций ОЭСР по вопросам эффективного решения споров между инвесторами и государством.

Пятое. Внедрение дополнительных стимулов для транснациональных компаний в рамках инвестиционных проектов. В качестве дополнительных стимулов предлагается следующее:

-     компенсация до 30% капитальных затрат (инвестиционная субсидия) со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию;

-     освобождение от уплаты КПН на 10 лет;

-     долгосрочный гарантированный заказ на товары и услуги инвесторов со стороны национальных холдингов, национальных компаний и государственных учреждений.

Шестое. Внедрение принципа «одного окна» для инвесторов с передачей Комитету по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан функций по координации выдачи разрешительных документов и информации по запросам инвесторов.

Седьмое. Субсидирование части затрат на энергоносители и транспортировку по доставке продукции, а также увеличение срока аренды земель сельскохозяйственного назначения для иностранцев, в случае вложения ими инвестиций для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Одним из немаловажных достижений Казахстана по улучшению инвестиционного бизнес климата является внедрение института инвестиционного омбудсмена. Институт инвестиционного омбудсмена служит платформой  взаимодействия  инвесторов и государства.    

В целях повышения инвестиционной  привлекательности государства в Казахстане реализуется отраслевая Программа по привлечению инвестиций. В рамках Государственной Программы осуществляется реализация приоритетных инвестиционных проектов, в том числе по созданию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы.

На сегодняшний день в Казахстане создано 10 Специальных экономических зон (СЭЗ), в которых насчитывается порядка 492 участников. За последние пять лет в СЭЗ-ы Казахстана вложено 428 млрд. тенге зарубежных инвестиций, цель которых заключается в реализации производств на территориях в СЭЗ.

В рамках формирования и совершенствования международной договороно-правовой базы в области поощрения и взаимной защиты инвестиций на постоянной основе ведется работа по разработке, согласованию и подготовке к подписанию межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, которые создают благоприятные правовые условия для поощрения и защиты казахстанских инвестиций зарубежом, а также иностранных инвестиций на территории Казахстана.

В целом, резюмируя вышеизложенное  можно отметить, что в Казахстане создаются достаточно комфортные и благоприятные условия для  привлечения ПИИ. Более того, политика государства по улучшению инвестиционного климата постоянно совершенствуется.

Наряду с вышеизложенным Министерством  также ведется работа по расширению географии иностранных инвесторов.  В этом плане возрастает роль стран Азиатского региона.  И это не случайно. Страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона в последние годы показывают устойчивую динамику роста, характеризующуюся  экономическим и институциональным преобразованием стран региона, либерализацией торговли, ростом производительности,  а также повышением конкурентоспособности человеческого капитала.

Казахстан, являясь своего рода  связующим мостом между такими крупными регионами мира как Европа и Азия,  уделяет особое значение вопросам построения конструктивного диалога со стратегическими партнерами из стран выше обозначенных регионов. Так, нами активно реализуется инициатива по возобновлению Великого шелкового пути. Близится к завершению строительство коридора «Западная Европа — Западный Китай». В рамках внешнеэкономической политики нами выстраиваются доверительные партнерские отношения со многими странами региона, в т.ч. с Китаем, Японией, Индией, Сингапуром и пр. Возрастает товарооборот между Казахстаном и основными партнерами из Азиатского региона.

Еще одним немаловажным фактором, способствующим консолидации сотрудничества   в Азиатском регионе, является председательство Казахстана в Совете управляющих АБР. Мы выражаем высокие надежды на то, что за год нашего председательства странами Азиатского региона будут достигнуты значительные результаты по расширению сложившегося сотрудничества, усилению потенциала региона и повышения его устойчивости.

Позвольте пожелать всем участникам Конференции  успехов и поблагодарить за проявленный интерес к нашему мероприятию!

Спасибо! 

Опубликовано: 02 Май 2014

Архив

Май
2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти