Первое. Необходимо пересмотреть подходы к туризму. Туризм должен стать приоритетным сектором экономики.Пора выводить туризм из социальной сферы и категории непрофильных активов.

Туристская отрасль может развиваться быстрее, чем растет ВВП, а одно рабочее место в туризме обходится в 10 раз дешевле, чем в производстве. Туризм в мировой экономике - один из ведущих создателей рабочих мест, создает свыше 75 млн рабочих мест в мире. Каждый 11-12 чел. работает в сфере туризма. Международный туризм обеспечивает занятость, прежде всего, молодежи и женщин. 

Мультипликативный эффект туризма - благодаря инициации спроса вызывает необходимость развития многих удовлетворяющих этот спрос производств, которые участвуют в обслуживании туристов (транспорт, легкая промышленность, сельское хозяйство ит.д.). На долю туризма в мировом ВВП, с учетом мультипликативного эффекта приходится 9,4%.

При этом потенциальные быстрорастущие рынки – Китай, Россия, Индия, Ближний Восток - рядом и проявляют интерес к нашей стране. Нужно только открыть границы, создать более качественный турпродукт и проводить более интенсивную маркетинговую политику.

Развитие туризма по масштабам и уровню вовлечения государственных органов может быть сопоставлено с вопросами такой сферы как развитие малого бизнеса. У значительной части государственных органов должны появиться самостоятельные задачи и ключевые показатели в области туризма. МИД, Минкультуры, МООС, Агентство спорта и, конечно, акиматы, должны представить свои подходы к развитию своих зон ответственности в данной отрасли. Соответственно должны пересмотреть свои отраслевые приоритеты ФНБ Самрук-Казына и Байтерек.

Второе. Есть три сценария развития туризма до 2020 года

Пессимистичный:

- Новые рабочие места – 50-60 тыс.

         - Частные инвестиции – 2 млрд. долл.

         - Доля в ВВП – 1%

Консенсус:

           - Новые рабочие места – 150-170 тыс.

           - Частные инвестиции – 4-4,5 млрд. долл.

           - Доля в ВВП – 1,5%

Оптимистичный:

           - Новые рабочие места – 270-300 тыс.

           - Частные инвестиции – 6-6,5 млрд. долл.

           - Доля в ВВП – 3%

Разница в этих сценариях определяется уровнем изменения нормативной базы и выделением финансирования как на инфраструктуру, так и на отдельные крупные проекты. Нам необходимо определиться, на какой сценарий мы готовы идти.

Третье. Проекты должны развиваться в рамках ГЧП. Должен быть определен крупный соинвестор. В Концепции международными экспертами определено 5 национальных туристских кластеров, внутри них отобраны 4 национальных и более 20 региональных проектов.

1) Алматы - ГЛК Кок-Жайляу - "Капитал Партнерс".

2) Акмолинская область – ЩБКЗ -  компания "Верный Капитал".

3) Мангистауская область - Кендерли - компания "Риксос".

4) Алматинская область –Жана-Или (компания «Тенгри» (Сингапур)).

5) Алматинская область – Акбулак (компания ATCapital- Сингапур)

6) ЮКО - ГЛК «Каскасу» («Эристайл Казахстан», переговоры - арабы).

7) ВКО - Алаколь, Катон-Карагай - (переговоры - корейцы).

Четвертое. Необходимо определить механизмы финансирования крупных комплексных проектов в области туризма.

  1. Кредитные линии в тенге по льготной ставке (по типу ЭКСПО);
  2. Создание фонда через Всемирный Банк (привлечение средств крупных иностранных компаний).
  3. Участие Самрук-Казына-Недвижимость в качестве соинвестора со стороны государства.

Пятое. Проект Концепции содержит перечень необходимых изменений в нормативную базу. Это касается вопросов отмены визового режима для граждан экономически и политически стабильных стран, создание Специальных туристских зон, создание туристских сертификатов, создание условий для развития рынка внутренних перевозок и субсидирование внутренних авианаправлений.

Опубликовано: 13 Май 2014

Архив

Май
2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти