БАКЫТЖАН ЖУМАГУЛОВ О МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Казахстан бурно развивается и делает ставку на интеллектуальный потенциал нации. И в этой связи, очень важно, чтобы подрастающее поколение получило качественное образование. О том, как будет проводиться модернизация высшего образования через оптимизацию вузов и что даст Казахстану дуальная система ТиПО рассказывает министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов в интервью для сайта Pm.kz.

- В своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства подчеркнул, что социальная модернизация требует преобразования всех сфер, в том числе и образования. Что предполагает будущая модернизация учебно-воспитательного процесса?

- Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» придал новый импульс развитию страны и общества.

Не секрет, что в условиях надвигающегося мирового экономического кризиса всеобщий квалифицированный и ответственный труд является одним из рецептов стабильности экономической и социальной систем.

Учитывая внешние и внутренние вызовы, система образования проходит период глубокой и поэтапной стратегической модернизации. Учебно-воспитательный процесс является ядром и основой образовательного процесса, поэтому его перестройка всегда играет ключевую роль.

Хочу отметить, что основная работа по модернизации ведется в среднем образовании.

Первое. Основой образовательного процесса является развитие функциональной грамотности учащихся. В Казахстане впервые на постсоветском пространстве разработанНациональный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы, который предусматривает развитие у школьников навыков компетентности, способности успешно применять полученные знания в реальной жизненной ситуации.

Второе. В 44 организациях образования полным ходом идет пилотное апробированиеэлектронного обучения. В текущем году к ним прибавляются еще 537. К 2020 году данным проектом будут охвачены 90% школ. Теперь новыми спутниками школьника станут цифровые образовательные ресурсы: электронные учебники и библиотеки, доступ к лучшим мировым образовательным ресурсам в любое время.

Третье. Одним из важных приоритетов обновления образования - переход на 12-летнее обучение. Сейчас экспериментом охвачено 104 школы республики. Подготовлены 36 учебных программ, 34 учебника и 76 учебно-методических комплексов для 10-х классов 12-летней экспериментальной школы. Идет работа по разработке новых государственных образовательных стандартов. Это послужит фундаментальной базой для будущей 12-летней модели образования.

Четвертое. Внедрение английского языка в образовательный процесс по всем уровням от школы до университетов. Сегодня это является залогом и гарантом обеспечения успешной интеграции в мировое образовательное пространство и обеспечения доступа учащихся к актуальной информации.

Хочу подчеркнуть, что в планах Министерства - к 2013 году ввести изучение английского языка во всех казахстанских школах с 1 класса.

Пятое. Важным направлением является воспитательная работа. Для ее усиления разработан Национальный план, направленный на формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, способного творчески мыслить, уметь выбирать профессиональный путь и готового обучаться в течение всей жизни.

Шестое. Конечно, главным центром и транслятором модернизации школьного процесса обучения являются «Назарбаев Интеллектуальные школы». На их базе отрабатываются нововведения, основанные на успешном международном опыте.

Как вы видите, реализация предстоящих задач потребует от всех участников образовательного процесса концентрации усилий и ресурсов. Нам предстоит преодолеть множество трудностей, свойственных переходному периоду на пути к построению эффективной модели обучения.

В сфере технического и профессионального образования совместно с работодателями начата разработка профстандартов по приоритетным специальностям форсированной индустриализации. На их основе будут разрабатываться образовательные программы.

Начиная с 2012 года, разрабатываются новые типовые учебные планы по 65 специальностям, типовые учебные программы по 650 дисциплинам, интегрированные образовательные программы по 16 специальностям.

Одним из нововведений является то, что в данных типовых учебных планах и программах предусмотрена возможность увеличения учебного времени на практику, включения учебных модулей для получения новых квалификаций. Кроме того, учебные заведения смогут самостоятельно включать дисциплины по специальности на основе требований работодателей.

Также хочу отметить, что сегодня в более 100 организациях ТиПО внедряются элементы дуального обучения в подготовке кадров для сельскохозяйственной, транспортной, металлургической, машиностроительной, нефтегазовой, химической и горнодобывающей отраслей.

Внедрение дуальной системы уже в текущем году позволит вовлечь более 100 предприятий в подготовку кадров. Более чем по 120 специальностям будут готовиться кадры по принципиально новой схеме с 70% практикой на производстве. Таким образом, предприятия на основе взаимовыгодного партнерства с учебными заведениями получат готовых «под ключ» специалистов, обученных по их требованиям.

В свою очередь, холдинг «Кәсіпқор» будет выступать в качестве системного катализатора вовлечения работодателей в подготовку специалистов.

Изменения затронут и сферу высшего и послевузовского образования.

Сегодня нами уже пересмотрены структура и содержание высшего и послевузовского образования. Расширяются границы академической свободы вузов в формировании образовательных программ, а обновление содержания высшего образования осуществляется по запросам работодателей. Компонент по выбору в бакалавриате расширен до 55%, магистратуре – до 70%, докторантуре – до 90%.

Существенные изменения учебного процесса в вузах будут связаны с переходом ведущих вузов страны к формату исследовательских университетов.

Сегодня это работа уже начата в «Назарбаев университете» где процесс обучения построен по классической схеме исследовательского вуза. Определены 18 вузов страны для распространения опыта «Назарбаев Университета».

В десяти вузах страны планируется открытие спецотделений, где преподавание будет осуществляться на иностранном языке, в основном по специальностям педагогического, естественно-научного и технического профилей. Это будет первый шаг к внедрению полиязычного образования в вузах.

Как видите, большая работа предстоит по каждому уровню образования.

- В Казахстане активно обсуждается тема оптимизации вузов. Каким образом будет проводиться аттестация, ужесточатся ли требования и стандарты?

- Задача по оптимизации вузов – одно из двадцати важнейших поручений по социальной модернизации общества, поставленных Главой государства. Оптимизация вузов стала ответом на снижение качества высшего образования в вузах страны, следствием которого стала массификация высшего образования, появление на рынке труда низкоквалифицированных специалистов и, как следствие, обесценивание диплома о получении высшего образования.

Результаты проводимых проверок наглядно показали, что многие вузы предоставляют образовательные услуги не на должном уровне. Эти выявленные недостатки послужили причиной активизации процесса оптимизации высших учебных заведений.

В настоящее время Министерством образования и науки проводится поэтапное, планомерное укрупнение сети вузов. В соответствии со степенью оценки риска, в текущем году планируется проведение проверок в 40 вузах на соблюдение законодательства Республики Казахстан об образовании и лицензионных правил.

В целом, работа по оптимизации отдельных вузов, не соответствующих квалификационным требованиям, будет проводиться в течение текущего года путем их объединения, преобразования в колледжи с обязательным размещением студентов в другие профильные вузы.

Планируется к 2015 году с учетом численности населения страны количество вузов довести до уровня развитых стран, что обеспечит повышение конкурентоспособности человеческого капитала и рынка труда высококвалифицированными кадрами.

- Расскажите поподробнее как будет происходить укрупнение вузов, какие высшие учебные заведения будут объединены в текущем году?

- Анализируя сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что укрупнение вузов путем объединения является наиболее приемлемой и безболезненной формой их оптимизации.

В результате объединения интегрируются материальные, интеллектуальные и инновационные ресурсы. Так, вместо двух-трех маломощных вузов в регионах могут образоваться центры научных знаний, инноваций, обладающих объединенным потенциалом.

Хочу отметить, что на сегодня в г.Караганде уже объединились три вуза: Современный гуманитарно-технический институт, Центрально-Казахстанский университет МГТИ-Лингва и Юридическая академия «Фемида» в новый объединенный вуз Центрально-Казахстанская академия.

Также рассматривается вопрос об укрупнении вузов в городах Тараз, Оскемен, Уральск, Костанай, Актобе, Кокшетау и Шымкент. Кроме того, по моему поручению территориальными департаментами по контролю в сфере образования проводится мониторинг состояния системы организаций технического и профессионального образования.

Мы ожидаем, что укрупнение вузов, в целом, положительно скажется на всей системе, и в итоге мы получим более конкурентоспособные вузы, с развитой инфраструктурой, способных обеспечить надлежащий уровень и качество образования.

- Организация Единого национального тестирования остается одной из острых тем в сфере образования. Об этом упомянул и Глава государства в своей статье, где подчеркнул о необходимости правового регулирования процедуры ЕНТ. Будут ли внесены поправки и правила организации и проведения тестирования?

- Действительно совершенствование Единого национального тестирования один из самых актуальных вопросов. Министерством проанализирован международный опыт, а также девятилетний опыт проведения ЕНТ в Казахстане.

В мае этого года создана рабочая группа по переходу к новому формату итоговой аттестации выпускников организаций образования, реализующих программы среднего образования и вступительных экзаменов в вузы. В состав комиссии входят заинтересованные государственные органы, неправительственные организации и общественные объединения.

На сегодня принято концептуальное решение не отказываться от ЕНТ, а основная задача - это совершенствование ее технологии и содержания. Это мировая практика. В США школьники сдают тестирование SAT для поступления в вузы. Тестирование сегодня – это наиболее актуальная и приемлемая форма оценки знаний во всем мире.

Но сейчас рассматривается возможность в связи с предстоящим переходом на 12-летнее обучение разделить ЕНТ на два уровня. Первый уровень - это тестирование для подтверждения уровня знаний, полученных в школе. Вторый – тестирование для поступления в высшее учебное заведение. В экспериментальном режиме планируется переход на компьютерное тестирование.

В 2013 году планируется пилотный проект по разделению ЕНТ на 2 этапа, а к 2015 году – произойдет полное разделение ЕНТ с широким использованием компьютерного тестирования.

Одновременно будут рассмотрены вопросы по переходу к открытым тестам и другим формам контрольно-измерительных материалов, а также право выбора выпускниками форм итоговой аттестации.

Хочу отметить, что изменения также коснутся и содержания вопросов тестирования, большая роль будет уделяться логическим вопросам, а также заданиям, требующим мобилизации компетенций учащихся.

К 2015 году будет завершено формирование базы тестовых заданий, ориентированных на выявление уровня сформированности компетенций обучающихся, с включением письменных заданий.

- На каком этапе находится подготовка учебных заведений к новому учебному году? Сколько новых школ будет введено в эксплуатацию?

- Министерством два раза в месяц проводится мониторинг подготовки организаций образования к новому учебному году.

Так, на 15 июля 2012 года в республике функционируют 8524 дошкольных организаций с контингентом 605790 детей. В этом году финансирование для проведения капитального ремонта - 125 детсадов, текущего ремонта – для 1074.

В республике действуют 7449 школ. В них будут обучаться 2 461 245 детей. Из-за неперспективности сел и отсутствия детей школьного возраста закрыты 8 школ с общим контингентом 31 учащийся в Акмолинской области, Западно-Казахстанской, Костанайской областях.

Хочу также отметить, что в отдельных регионах, где наблюдаются демографический рост и активные миграционные процессы, открыты 5 школ (в Актюбинской, Алматинской, Западно-Казахстанской областях, г. Алматы).

В 2012 году финансируется строительство 106 школ на 74 825 ученических мест, планируется ввести в эксплуатацию 73 школы, из них 18 для сокращения трехсменного обучения, 33 взамен аварийных школ, 17 для сокращения дефицита ученических мест, 5 в связи с демографическим ростом населения.

В 617 школах республики проводится капитальный ремонт системы отопления, котельных, кровлей, а также проведение сантехнических, электромонтажных и внутренних общестроительных работ. В 5474 школах Казахстана проводится текущий ремонт.

Опубликовано: 10 Август 2012

Архив

Авг
2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти