Уважаемые депутаты!

В целях реализации Послания Главы государства в прошлом году было разработано 3 законопроекта:
1) «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и социальной защиты населения». Закон принят 27 июня 2011 года;
2) «О микрофинансовых организациях». Внесен в Мажилис Парламента 11 января 2012 года;
3) «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам языковой политики». В настоящее время данный законопроект возвращен Правительством на доработку (по устной информации руководства Минкультуры в настоящее время работа по нему приостановлена по поручению АП).
План законопроектных работ на 2011 год предусматривал разработку 22 законопроектов. Минюстом совместно с государственными органами План исполнен на 100 %.
Из 22 законопроектов 12 подписаны Главой государства,10 проектов находятся на рассмотрении Парламента.
Несмотря на положительные результаты прошлого года, имеются проблемные вопросы по Плану законопроектных работ Правительства.
Из запланированных в Плане 36 законопроектов было исключено 14 законопроектов, по 4 - сроки перенесены (приложение).
В целях решения данной проблемы внесены изменения в Регламент Правительства.
Теперь инициирование вопроса о повторном переносе сроков внесения плановых законопроектов Канцелярией Премьер-Министра будет рассматриваться только при следующих условиях:
наличии приказа о наложении дисциплинарного взыскания на руководителя ответственного структурного подразделения;
представлении о наказании замруководителя или ответсекретаря госоргана, которые несут персональную ответственность за своевременное исполнение Плана законопроектных работ.
Кроме того, есть сложности в своевременном формировании проекта Плана законопроектных работ.
Срок внесения предложений по формированию проекта Плана установлен до 1 июля соответствующего года. Однако госорганы представляют свои предложения в Минюст с грубым нарушением указанного срока.
Это негативно влияет как на планирование законопроектной работы, так и на деятельность Межведомственной комиссии по законопроектной работе. Следствие этого – разработка некачественных концепций и законопроектов.
В целях исправления данной ситуации также внесены изменения в Регламент Правительства. Введено положение о том, что при нарушении установленного срока Минюст будет вносить руководителю соответствующего госоргана предложение о привлечении к ответственности руководителя юридической службы.
Также дополнительно решен вопрос по финансированию затратных законопроектов. Они будут переноситься из Перспективного плана законопроектных работ в формируемый текущий план только при наличии положительного заключения РБК.
План законопроектных работ Правительства на 2012 год предусматривает 34 законопроекта.
Минюст является разработчиком 7 законопроектов.
План подготовлен с учетом поручений руководства страны и положений Концепции правовой политики на период с 2010 по 2020 годы.
В настоящее время в Правительстве прорабатывается вопрос о возможности утверждения Плана после оглашения ежегодного Послания Главы государства народу Казахстана.
Другой проблемой остается большое количество внеплановых законопроектов.
В истекшем году госорганами было инициировано 22 законопроекта, не предусмотренных Планом. Основной причиной этого является несвоевременное представление госорганами предложений в План законопроектных работ.
На практике зачастую госорганы-разработчики на основании резолюции Канцелярии Премьер-Министра начинают разработку внепланового законопроекта.
Однако, в процессе экспертизы и согласования законопроектов выявляется нецелесообразность законопроекта в целом или его отдельных положений, либо возможность объединения его положений с другими проектами.
Для решения данного вопроса в Регламенте Правительства установлено право Канцелярии Премьер-Министра возвращать письма госорганов с предложениями о разработке внеплановых законопроектов, если по данным законопроектам отсутствует заключение МВК.
Минюст сейчас уделяет особое внимание совершенствованию работы МВК по вопросам законопроектной деятельности, поскольку от ее работы в значительной мере зависит качество подготавливаемых проектов законов.
В течение 2011 года проведено 24 заседания МВК, на которых было рассмотрено 67 концепций законопроектов. Решениями МВК одобрена 61 концепция, принято решение о нецелесообразности их разработки 6-ти концепций.
Также в течение прошлого года на МВК было рассмотрено 11 законопроектов, инициированных депутатами Парламента.
Анализ практики деятельности МВК показал, что зачастую ее члены не принимают активного участия в обсуждении концепций законопроектов. Члены Комиссии не всегда заранее изучают соответствующие материалы, а знакомятся с ними непосредственно накануне или на заседании.
Указанное нередко приводит к тому, что общее решение Комиссии зависит от мнения отдельных ее членов.
Для повышения качества принимаемых решений введено предварительное рассмотрение членами МВК представленных концепций законопроектов.
Минюст незамедлительно после получения от госорганов концепций законопроектов направляет их всем членам МВК. Члены комиссии должны в недельный срок представить свои замечания и предложения.
Таким образом, госорганы теперь будут дорабатывать концепции с учетом позиций всех членов МВК до их рассмотрения на заседании. В случае несогласия, замечания и предложения членов МВК будут обсуждаться на заседании.
Также проведена работа по оптимизации деятельности межведомственных комиссий. Так, по согласованию с Канцелярией Премьер-Министра принято решение об упразднении Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования действующего законодательства в части противодействия коррупции.
Теперь антикоррупционный анализ действующего законодательства будет проводиться в рамках деятельности по проведению правового мониторинга законодательства.
Для повышения качества законотворческой деятельности с 2011 года проводится правовой мониторинг законодательных актов.
Теперь госорганами на постоянной основе будет проводиться работа по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства, по прогнозу динамики его развития и практики применения. Это позволит эффективно выявлять устаревшие, коррупциогенные и противоречащие законодательству Республики Казахстан нормы права.
Результаты правового мониторинга будут являться базой для законопроектной работы, что, на наш взгляд, придаст законотворческой работе более качественный уровень.
Одной из острых проблем законотворческого процесса является аутентичность текстов законопроектов. Эта проблема хорошо известна всем нам.
В целях ее решения в прошлом году была введена лингвистическая экспертиза законопроектов. В июне прошлого года в структуре Института законодательства был создан Центр лингвистики, который проводит такую экспертизу.
Введение лингвистической экспертизы законопроектов уже дало положительные результаты.
Так, проведенный анализ показывает, что количество возвращенных Аппаратом Мажилиса законопроектов в связи с неаутентичностью за полгода уменьшилось почти в 2 раза.
Нерешенность этой проблемы в полной мере обусловлена, в первую очередь, сохраняющимися недостатками в деятельности госорганов-разработчиков.
Госорганы представляют в Центр лингвистики тексты законопроектов на казахском языке, подготовленные на очень низком уровне.
Имели место вопиющие случаи, когда представлялся текст, переведенный с помощью компьютерной программы.
Кроме того, законопроекты представляются в Центр за несколько дней до установленного срока внесения в Правительство, тогда как законодательством установлен 15-дневный срок для проведения лингвистической экспертизы.
С текущего года при установлении таких случаев Минюстом будет инициирован вопрос об ответственности руководителей и сотрудников соответствующих органов-разработчиков.
Следующей проблемой в обеспечении аутентичности является неодинаковый подход экспертов Центра лингвистики, Канцелярии Премьер-Министра и аппаратов Палат Парламента к переводу тех или иных терминов и предложений ввиду отсутствия единых стандартов.
В целях решения указанной проблемы Минюстом совместно с Центром лингвистики в прошлом году составлен словарь юридических терминов, который в декабре 2011 года утвержден Государственной терминологической комиссией.
В данном словаре содержится порядка 30 тыс. юридических терминов и наименований на государственном и русском языках.
Сейчас словарь направлен всем госорганам, включая Мажилис и Сенат Парламента, для внесения своих замечаний и предложений. По итогам данной работы словарь будет переиздан.
Считаю, что указанный словарь позволит всем субъектам законодательной инициативы придерживаться единой юридической терминологии.
Кроме того, Министерство работает над улучшением кадрового потенциала Центра лингвистики.
Также к улучшению ситуации по качеству аутентичности текстов законопроектов будет способствовать созданная сегодня в экспериментальном порядке временная рабочая группа по лингвистической экспертизе. В нее вошли специалисты-языковеды аппаратов Палат Парламента, Правительства и Лингвистического центра.
Работу группы координирует Руководитель Аппарата Мажилиса Парламента (Егемберды К.Е.).
На сегодняшний день рабочей группой рассмотрены пять законопроектов о ратификации с текстами прилагаемых к ним международных договоров.
По результатам рассмотрения подготовлены соответствующие заключения по доработке текстов международных договоров путем обмена нотами и возврату в орган-разработчик для доработки.
Также нами разработан и направлен на согласование проект Меморандума между аппаратами палат Парламента, Канцелярией Премьер-Министра, Министерством иностранных дел, Министерством культуры и информации и Министерством юстиции о сотрудничестве по мерам, направленным на повышение качества аутентичности и лингвистической экспертизы законопроектов и международных договоров.
Полагаю, что в результате указанных мер ситуация по вопросу аутентичности текстов законопроектов на казахском и русском языках будет существенно улучшена.
Одной из проблем законотворческой деятельности остается ненадлежащее качество разрабатываемых госорганами законопроектов.
Госорганы, надеясь на последующую тщательную проработку законопроектов в Минюсте и Парламенте, подходят к вопросу разработки законопроектов с недостаточной ответственностью. Это негативно влияет на темпы, объем работы и сроки продвижения законопроектов в Министерстве и Парламенте.
Анализ также показал, что во многих отраслевых госорганах разработка законопроектов осуществляется профильными подразделениями без участия юридической службы и имеющихся научно-исследовательских институтов.
В то же время согласно требованиям Правил организации законопроектной работы госорганы в обязательном порядке должны создавать рабочие группы по разработке законопроектов. В них должны входить представители юридических служб и соответствующих научно-исследовательских институтов. Однако на практике рабочие группы существуют формально или вообще не создаются.
Это приводит к ненадлежащей проработке законопроектов с точки зрения отраслевой целесообразности, плохому прогнозу социально-экономических последствий принятия законопроектов.
Минюст не может подменять госорганы в части проработки вопросов по отраслевой целесообразности.
Ведущую роль в данной работе должны сыграть отраслевые институты, которые существуют почти при каждом государственном органе.
В этой связи Министерством юстиции будут приняты меры по координации и контролю за соблюдением госорганами требований к разработке законопроектов, улучшению взаимодействия юридических служб государственных органов с Институтом законодательства, роль которого в законотворческом процессе следует повысить.
Институт законодательства должен найти свое достойное место в осуществлении правового обеспечения деятельности Министерства юстиции и Правительства и достичь целей, для которых он был создан.
Еще одной актуальной проблемой законотворчества, требующей особого внимания, является качество научных экспертиз.
Вопрос проведения научной экспертизы законопроектов был предметом отдельного рассмотрения на заседании Совета по правовой политике 2 марта 2011 года.
29 марта по данной проблеме мною проведено аппаратное совещание Министерства юстиции.
Так, из общей суммы, выделенной в 2011 году из республиканского бюджета, для проведения научной правовой, антикоррупционной и научной криминологической экспертиз концепций и законопроектов были предусмотрены средства в размере более двухсот девяносто трех с половиной млн. тг. (293 716 000 тг.).
По факту же была произведена оплата в размере более ста тридцати шести с половиной млн. тг. (136 687 000 тг.). Экономия составила сто тридцать млн. тг. (130 029 000 тг.).
Снижение суммы оплаты за предоставленные услуги в основном произошло по причине необоснованности замечаний экспертов по содержанию законопроектов и непринятия их госорганами-разработчиками, в том числе Минюстом.
В целях повышения качества экспертных заключений и экономии бюджетных средств, выделенных для проведения научной правовой экспертизы, Министерством юстиции прорабатываются следующие направления.
Во-первых, одним из вариантов повышения качества экспертной деятельности является привлечение экспертов физических лиц на системной и постоянной основе. К примеру, Министерство юстиции Российской Федерации создает «банк» экспертов, прошедших аккредитацию на этот вид деятельности. Полагаем, что такая непосредственная работа с экспертом исключает дополнительные звенья, где возможно оседание денежных средств.
Во-вторых, в целях обеспечения доступности, прозрачности и увеличения количества потенциальных поставщиков услуг по проведению научной правовой экспертизы прорабатываются вопросы по расширению конкурентной среды для участия в тендере.
Конкретно речь идет о возможном участии в тендере не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности.
В-третьих, также прорабатывается методика поэтапной оплаты за производство экспертизы.
В целях повышения активности участия физических лиц в экспертной работе, а также соразмерной оплаты их труда Министерством юстиции будет проанализирована правоприменительная практика по оплате услуг на проведение экспертизы. По итогам данной работы будут выработаны критерии такой оплаты.
В-четвертых, законодательство регулирует порядок проведения научной экспертизы, но не определяет системного подхода к контролю качества экспертизы. Для решения данного вопроса Минюстом прорабатывается возможность принятия следующих мер:
- организация мониторинга эффективности заключений экспертов в части учета их замечаний и рекомендаций органом-разработчиком;
- ведение «базы экспертов», которые были заявлены в конкурсной документации по оказанию услуг на проведение научной правовой экспертизы.
Указанное может быть возложено на Институт законодательства, поскольку Министерство юстиции является уполномоченным органом по проведению научной правовой экспертизы.
Министерство юстиции считает, что качество разрабатываемых законопроектов во многом зависит от прозрачности и публичности законодательного процесса.
Для этого Минюст принимает меры по обеспечению участия любого заинтересованного лица в работе над законопроектами.
На сайте Министерства создана электронная база данных по всем разработанным и разрабатываемым законопроектам.
Электронная база включает в себя подробную информацию по каждому законопроекту, начиная с момента его разработки до принятия Парламентом и направления на подпись Главе государства. На сегодняшний день в базу данных внесено 125 законопроектов.
Считаю это своевременным шагом с точки зрения обеспечения прозрачности нормотворческого процесса. Теперь любой гражданин имеет возможность высказать свои предложения по разрабатываемым законопроектам.
Мы намерены и в дальнейшем продолжить совершенствование этой работы.
Таковы основные итоги проведенной Минюстом работы по обеспечению законопроектной работы Правительства за истекший год и намеченные на перспективу меры по улучшению законотворческого процесса.
Уважаемые депутаты!
В заключение хотелось бы отметить, что роль законодательства в современной жизни Казахстана неуклонно повышается, объективно усиливается его позитивное регулирующее воздействие на социальное и политическое развитие.
Это обуславливает значимость самого законодательного процесса, который традиционно рассматривается как порядок деятельности по созданию закона, от принятия законопроекта к рассмотрению Парламентом и заканчивая подписанием закона Президентом.
Современная парламентская практика в нашей стране свидетельствует о возрастании роли законодательной функции высшего представительного органа.
Сначала в Мажилисе, а затем в Сенате депутаты, используя свое конституционное право законодательной инициативы, существенно улучшают качество принимаемых законов, т.е. фактически являются активными законотворцами, наряду с другими участниками нормотворческой деятельности.
Депутатами проводится громадная работа над законопроектами, что выражается во внесении ими множества поправок.
У нас выстроена логическая система мер, позволяющая принимать участие широкого круга лиц в разработке законопроекта, начиная от рядового гражданина, госоргана-разработчика и завершая депутатами Парламента.
Действующий в Казахстане такой сложный законотворческий процесс создает условия принятия законодательного акта, адекватного потребностям развития общества и государства, гарантирует правомерность и результативность деятельности депутатского корпуса.
Внесение в последующем принятого Парламентом закона на подпись Главе государства является еще одним важным элементом законотворческой процедуры, как дополнительного гаранта обеспечения принятия качественного закона.
Таким образом, закон, только как результат общего труда всех субъектов законотворческого процесса, способен эффективно регулировать общественные отношения на благо граждан и государства.


Благодарю за внимание!

Опубликовано: 06 Апрель 2012

Архив

Апр
2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти