БАХЫТЖАН САГИНТАЕВ: «ОТМЕНА ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР СПОСОБСТВУЕТ РОСТУ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ»

Функции Министерства экономического развития и торговли значительно усилены. В компетенции этого ведомства находятся вопросы по координации регионального развития, экономической интеграции на постсоветском пространстве и еще один важный аспект – создание благоприятного делового климата в стране. О текущей ситуации в экономике Казахстана, о перспективах интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства рассказывает министр экономического развития и торговли Бахытжан Сагинтаев.
ЛИТЕР-Неделя: Казахстан, Россия и Белоруссия уже второй год работают в рамках Таможенного союза. Расскажите результатах этой работы. Что изменилось?
Б.С.: С первого января 2010 года вступил в фазу реального функционирования Таможенный союз трех государств – Беларуси, Казахстана и России. Он позволяет участникам выступать единым интегрированным экономическим блоком в международных отношениях, что способствует усилению национальных экономик.
Создание единой таможенной территории позволило существенно увеличить емкость внутреннего рынка. Объем общего рынка стран Таможенного союза составляет 2 триллиона долларов США, человеческих ресурсов – 168 миллионов человек, территория – 20 миллионов кв. м., общий производственный потенциал – 600 миллиардов долларов.
В рамках Таможенного союза созданы условия, упрощающие передвижение товаров. В частности, с 1 июля 2011 года отменены все виды контроля (кроме пограничного) на внутренних границах Таможенного союза.
Помимо существенного расширения границ рынка для предпринимателей Казахстана, создание Таможенного союза предоставило дополнительные возможности для отечественного бизнеса в части снижения транзакционных издержек, временных издержек на границе и освобождения значительных оборотных средств, которые теперь могут быть направлены на развитие бизнеса.
Во взаимной торговле отечественный бизнес получил реально ощутимые послабления, среди которых отсрочка до 50 дней по уплате импортного НДС и акцизов по товарам, импортированным из России и Белоруси. Также отменены оформление грузовой таможенной декларации и таможенного сбора в размере 50 евро за основную форму и евро за каждый дополнительный лист.
Разработанные нормативно-правовые акты Таможенного союза в области ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер позволяют создавать единую систему ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности Таможенного союза, проводить согласованную политику, а также совместные действия в данной области, что обеспечивает перемещение продукции по территории государств-членов Таможенного союза по единым требованиям и на равных условиях.
Все это должно стать мощным стимулом для развития новых производств на единой таможенной территории, кооперации взаимодополняющих предприятий и создания вертикально-интегрированных корпораций. В конечном итоге в перспективе это позволит странам Таможенного союза конкурировать на мировом рынке со своей продукцией.
На сегодня, используя преимущества Таможенного союза, на территории РК создаются совместные предприятия. Одним из крупных и успешных совместных казахстанско–российских проектов является создание АО «КАМАЗ - Инжиниринг» по производству грузовых автомобилей в г. Кокшетау. Налажено совместное казахстанско-белорусское производство тракторов «Беларусь» на базе АО «СемАЗ» в г. Семипалатинске и комбайнов «Есил» на базе АО «АгромашХолдинг».
С созданием Таможенного союза рынок сбыта для казахстанских производителей увеличивается в 10 раз, что в свою очередь позволит им существенно увеличивать объемы производства.
Важным фактором является также то, что больший по размеру внутренний рынок является более привлекательным для иностранных инвесторов. К примеру, за январь-сентябрь 2011 года приток ПИИ в экономику республики составил 15,7 млрд. долларов США, т.е. увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 1,7 млрд.долл.США (в 2010- 13,9 млрд. долларов США).
Можно с уверенностью говорить о том, что отмена таможенных процедур и других видов контроля на внутренних границах Таможенного союза способствует росту взаимной торговли между нашими странами.

ЛИТЕР-Неделя: В своем обращении народу Казахстана президент предложил вкладывать накопленные средства в развитие экономики страны, в частности, в озвученные им крупные проекты. Как вы смотрите на предложение Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен» направить часть средств из Национального фонда на кредитование малого и среднего бизнеса.
Б.С.: Национальный фонд осуществляет сберегательную и стабилизационную функции, при этом для выполнения сберегательной функции установлен неснижаемый остаток в Национальном фонде в размере 20% от прогнозного значения ВВП на конец соответствующего финансового года. Средства Национального фонда могут быть использованы в виде гарантированного трансферта в республиканский бюджет, а также на покрытие расходов, связанных с управлением Национального фонда. Вместе с тем, Концепцией Национального фонда не предполагается использование средств на кредитование малого и среднего бизнеса. Следует отметить, что в феврале 2012 года Советом по управлению Национальным фондом принято решение по использованию высвобождаемых средств антикризисной программы выделенных с Национального фонда Фонду «Самрук-Казына» для финансирования индустриальных и инвестиционных проектов, озвученных в Послании Главы государства 2012 году. В то же время, решение об иных направлениях финансирования за счет средств антикризисной программы будет приниматься Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики.
ЛИТЕР-Неделя: Известно, что вашим ведомством внедрялась рейтинговая система оценки деятельности госорганов. Расскажите об ее особенностях и назовите ведомства, которые занимают лидирующие позиции в рейтинге? Насколько эта оценка независима и достоверна?
Б.С.: В прошлом году оценка деятельности госорганов была проведена впервые в истории Казахстана, поэтому сказать какие госорганы занимают лидирующие позиции, какие - отстающие, очень сложно. Но в целом, можно сказать, от проведенной оценки в выигрыше все: не только госорганы, но и общество.
Сегодня уже с уверенностью можно отметить, что Система оценки деятельности госорганов в Казахстане заработала, по итогам проведенной оценки госорганы получили ясную картину своих сильных и слабых сторон, а также соответствующие рекомендации экспертов по устранению выявленных недостатков и повышению эффективности своей деятельности.
В частности, серьезно активизирована работа по стандартизации и регламентации услуг, а это значит, что граждане будут быстрее и качественнее получать услуги.
Повышены ответственность и подотчетность госорганов перед обществом за достижение целей и решение задач, обозначенных в программных документах страны.
Можно заверить, что дальнейшая реализация Системы оценки позволит выстроить в стране эффективный государственный аппарат, обеспечивающий постоянный рост уровня жизни граждан и стабильное экономическое развитие государства.
ЛИТЕР-Неделя: Не раз говорилось о том, что вторая волна кризиса – неизбежна. По какому сценарию будет развиваться мировая экономика, и как это повлияет на экономику Казахстана? Замедление в начале года экономического роста в стране – это предвестники больших перемен?
Б.С.: Действительно, ситуация в мире непростая. Ожидается небольшой спад роста мировой экономики из-за рисков, связанных с сохраняющейся долговой проблемой в экономике США и Еврозоны. Многие международные организации пересмотрели свои прогнозы в сторону снижения. Согласно прогнозу МВФ, в 2012 году ожидается рост мировой экономики 3,3%.
Возможно несколько сценариев развития мировой экономики. Первый сценарий предполагает медленное, но последовательное восстановление мировой экономики, успешную реализацию антикризисных мер в Еврозоне, в том числе, успешную реструктуризацию частного долга Греции и успешное погашение Грецией своих обязательств перед кредиторами. В США будет продолжена политика бюджетной консолидации, наблюдаться позитивные изменения на рынке труда, возможное проведение QE3 (Quantitative easing). Ее суть в том, что Федеральный резерв США вкачивает в экономику огромное количество новых денег, скупая с рынка гособлигации и другие виды ценных бумаг. Таким образом он достигает сразу нескольких целей: наполняет финансовую систему ликвидностью и удерживает ставки по государственым облигациям Минфина США на низком уровне. По данному сценарию мировая экономика будет расти темпами в среднем 3%. Ситуация на мировых товарных рынках будет стабильная.
Второй более пессимистический сценарий предполагает ухудшение ситуации в мировой экономике, может действительно настать кризис. В этом случае мировая экономика в 2013-2015 годы будет балансировать на грани экономического спада. Наиболее острой проблемой останется высокая безработица, низкие доходы и как следствие отсутствие фундаментальных факторов расширения совокупного спроса. Кризис суверенного долга в странах еврозоны усугубится политикой «затягивания поясов», которая предусматривает консолидацию бюджетных расходов снижение социальных выплат.
При этом сценарии возможен неконтролируемый дефолт и выход Греции из Еврозоны, с последующим ухудшением обстановки в Португалии и Ирландии и резким ухудшением экономик Испании и Италии. Обострение кризиса может привести к полномасштабной рецессии зоны евро.
Что касается экономической ситуации в Казахстане, то темп прироста экономики за первые два месяца составил 4,8%, что несколько ниже целевого индикатора. Но мы не считаем, что это является предвестником больших перемен. Небольшое замедление в начале года характерно для экономики, ввиду сезонности, цикличности некоторых отраслей.
В данный момент правительство проводит активную и последовательную работу по поддержанию уровня экономической активности в стране. Проводимая кабинетом министерств экономическая политика Правительства позволит обеспечить реальный рост ВВП на уровне 6%, что соответствует обеспечению в среднесрочном периоде темпов роста экономики на уровне 7%.

Опубликовано: 05 Апрель 2012

Архив

Апр
2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти