Бакытжан Жумагулов, министр образования и науки РК: Образование и наука – на переднем крае модернизации страны

В Послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев уделил большое внимание образованию и науке, поставив ряд первоочередных задач, решение которых позволит совершить рывок в развитии этой важнейшей для страны сферы. «Отрасль знаний» активно модернизируется, как отметил Глава государства, выступая на открытии первой сессии Парламента пятого созыва. О том, как идет реформирование научно-образовательной системы, в интервью нашей газете рассказывает министр образования и науки, академик Бакытжан Жумагулов.
– Бакытжан Турсынович, позади первый год реализации новой Государственной программы развития образования. Что уже сделано?

– Минувший год был особым, и Глава государства дал высокую оценку развитию системы образования. Достижения есть, и немалые. Бюджетное финансирование образования только за 2011 год выросло более чем на 25% и превысило отметку один триллион тенге. На 26% увеличилось число дошкольных организаций, и по охвату детей от одного до шести лет дошкольным воспитанием мы достигли уровня 47,5%, то есть полностью восстановлен и даже превзойден уровень 1991 года (46,6%). А охват детей от трех до шести лет составил уже 65,4% по сравнению с 55% в 2010 году. Это весьма быстрый рост.

По поручению Президента создана единая вертикаль контроля качества всех уровней образования, от дошкольного до высшего и послевузовского. Это важный шаг к повышению качества обучения. Формируется новый механизм взаимодействия системы образования с обществом через создание попечительских советов.

В 2011 году практически полностью обновлена правовая база системы образования и науки. Приняты новые законы «О науке», «О статусе Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных школ и Назарбаев Фонда». Серьезные изменения внесены в Закон «Об образовании». Всего за прошлый год принято семь законов, приняты или находятся на рассмотрении более 70 постановлений Правительства.

Казахстан уже три года устойчиво находится в четверке стран с самым высоким индексом развития образования (ИРО ЮНЕСКО), значительно опережая все другие государства постсоветского пространства. По индексу человеческого развития ПРООН мы сегодня находимся в группе стран с высоким уровнем ИЧР – 68 место в мире. Наши школьники с каждым годом завоевывают все большее количество наград на интеллектуальных состязаниях международного уровня. За прошедший год они получили 912 медалей, тогда как, к примеру, в 2007-м – только 181. Такие примеры можно продолжать. Но думаю, сегодня главное – сконцентрироваться на еще не решенных проблемах.

Глава государства Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул, что «с ростом экономических показателей все большее внимание нужно будет уделять повышению культурного и образовательного уровня нашего общества, формированию новой казахстанской интеллектуальной нации». Именно здесь лежит базовая задача системы образования – подготовка специалистов, способных эффективно участвовать в индустриально-инновационном развитии страны. Предстоит осуществить переход на новое качество подготовки и создание эффективной системы образования, вывод научных исследований на мировой уровень и прямое подключение науки к инновационным процессам.

При этом надо отметить, что в мире продолжается негативное влияние финансово-экономического кризиса, во многих странах, вплоть до самых развитых, идет заметное сокращение социальных программ, в том числе по развитию образования. Это видно на примерах Греции, Испании, Великобритании. В это же время Президент Нурсултан Назарбаев в своем Послании выдвигает мощную программу дальнейшего социального развития, существенного увеличения средств на эти цели, в том числе на образование и науку. Это яркое свидетельство наращивания курса на развитие человеческого капитала, который всегда был и остается важнейшим приоритетом политики Главы государства.

– В Послании говорится о внедрении в учебный процесс современных образовательных технологий. Какая работа ведется в этом направлении?

– Такие методики и технологии мы нарабатываем очень интенсивно, детально анализируем международный опыт. В этом преуспевают флагманы образования – Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы. Там собран наиболее квалифицированный преподавательский и научный состав, идет постоянный поиск самых передовых достижений в образовательной сфере, научных исследованиях, их практическое освоение. Создана уникальная пока для нашей практики система корпоративного управления, соответствующая лучшим мировым образцам.

Для распространения опыта Назарбаев Университета и Интеллектуальных школ на всю систему образования, на чем особо акцентировал внимание Глава государства, мы предусматриваем внедрение их достижений в массовый процесс обучения. Для этого будет проводиться переработка образовательных стандартов, методик и содержания обучения на всех уровнях – в среднем, техническом и профессиональном и высшем образовании, а также в подготовке научных кадров новой формации. Кроме того, будем определять базовые школы и непосредственно внедрять в их учебный процесс передовые наработки Интеллектуальных школ, обеспечивать прямое распространение опыта педагогов НИШ через систему семинаров, мастер-классов. Наработки Назарбаев Университета мы будем распространять по линии создаваемых исследовательских и инновационно-ориентированных университетов. Кстати, управленческие подходы Назарбаев университета уже используются при внедрении корпоративного управления в ведущих вузах страны через создание наблюдательных советов.

И очень важное значение, на что особо обратил внимание Глава государства, имеет повышение квалификации педагогов. На основе мирового опыта мы разработали совершенно новые программы и методы переподготовки. Уже создан Национальный центр повышения квалификации с интегрированными центрами в регионах, Центры педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах. И за пять лет планируем переподготовить половину учительского корпуса страны.

А к тому времени с новым качеством будут выпускать специалистов и наши педагогические вузы. Для этого мы существенно модернизируем стандарты педагогического образования, резко повышаем требования к вузам, готовящим педагогов. С первого сентября текущего года начинаем массированное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических вузов и кафедр, на что уже выделены серьезные целевые средства бюджета.
В прошлом году начато освоение принципиально нового вида обучения, бурно развивающегося в передовых странах мира, – электронного, е-learning. В 44 организациях образования начат пилотный проект, к которому

в 2012 году будет подключено еще 537 организаций, обеспечен их доступ к Интернету с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек. Здесь важной проблемой является формирование новых электронных образовательных ресурсов – такая работа ведется во многих наших учебных и научных центрах.
Для расширения базы таких ресурсов проведен IV форум «Информатизация системы образования», на котором представили свои разработки представители 14 зарубежных и 24 отечественных компаний. По результатам анализа пилотного проекта будем совершенствовать концепцию е-learning, соответствующие стандарты и программы обучения, которые резко повысят доступность качественного обучения вне зависимости от места проживания учащихся.

– В чем принципиальная разница между действующей системой присвоения квалификации казахстанцам, окончившим учебные заведения, и независимым подтверждением квалификации, о котором говорил Президент?

– В высшем и частично в профессионально-техническом образовании у нас до сих пор действует система, когда организации, предоставляющие образовательные услуги, сами же оценивают качество выпускаемых специалистов. Мир уже давно отошел от такой практики. За рубежом считают, что объективную оценку выпускникам могут дать только работодатели и профессионалы, работающие в данной сфере. Казахстанские же работодатели высказывают нарекания на качество подготовки молодых кадров, говоря о необходимости их «доучивать» на рабочем месте.
Поэтому по поручению Президента в пилотном режиме будут созданы несколько независимых центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций с участием работодателей. Это должно существенно приблизить уровень молодых специалистов к требованиям рынка труда. Но решение о широком внедрении такой системы будет приниматься только после детального анализа результатов пилотного проекта и их широкого обсуждения.

– Каким образом министерство будет прорабатывать вопрос об обеспечении возможности для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы?

– Такие возможности у нас пока предоставляются только системой заочного обучения, выстроенной еще «по-советски», которая зачастую превращается в «фабрику получения дипломов», а не приобретения настоящих знаний. Передовые страны уже давно отошли от такой практики.
Поскольку от качества трудовых ресурсов напрямую зависит инновационное будущее Казахстана, Глава государства акцентировал внимание на данном вопросе. Один из наиболее впечатляющих примеров в мировой практике – дуальная система подготовки в профессионально-техническом образовании Германии: студенты две трети времени трудятся и одновременно обучаются на производстве и только треть времени затрачивают на теоретическую учебу.
Сейчас в отечественной системе технического и профессионального образования (ТиПО) созданы принципиально новые структуры управления – Национальный совет, отраслевые и региональные советы с участием работодателей. Они будут детально прорабатывать вопросы внедрения самых передовых подходов Германии, Норвегии, Сингапура. И в каждом регионе мы будем адаптировать под них по два-три колледжа, а затем распространять их опыт на другие учебные заведения.
Есть еще один важный современный метод образования без отрыва от производства: министерство уже прорабатывает подходы к освоению в нашей стране дистанционного обучения, с применением современных информационных, мультимедийных технологий, что дает гораздо более высокое качество высшего и профессионального образования.

– В связи с чем в Послании поставлена задача развития функциональной грамотности, и что для этого будет делаться?

– Знания, которые дают наши школы, в теоретическом плане довольно серьезные, об этом, в частности, говорят результаты, достигнутые на международных олимпиадах. Но в целом пока явно недостаточно умение школьников применять полученные знания в жизненных ситуациях, в процессе социальной адаптации и деятельности. Именно такое умение принято называть функциональной грамотностью, оно-то и определяет в конечном итоге базовое качество подготовки людей к жизни и труду.
Поэтому в соответствии с поручением Президента страны будет разработан и принят пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников. В его рамках нам предстоит существенно переработать концептуальные подходы, методологию, соответственно адаптировать стандарты и содержание образования, перейти от «знаниевого» к компетентностному подходу, и такая работа уже начата.

– Глава государства поручил расширить доступность образования через механизмы государственно-частного партнерства, субсидирования проезда и проживания молодежи, развитие сети общежитий…

– Механизмы государственно-частного партнерства мы отрабатываем на примере деятельности попечительских и наблюдательных советов организаций образования. Наблюдательные советы, созданные в крупнейших университетах, приобрели очень серьезные полномочия, недавно закрепленные законодательно. Это существенно повышает прозрачность и эффективность работы вуза, дает возможность привлечения внебюджетных средств.
В проект закона о молодежной политике внесены предложения о норме субсидирования проезда для обучающейся молодежи.
Сегодня в вузах и колледжах обучается 211 тысяч иногородних студентов, и многие из них не обеспечены общежитиями. К 2015 году, по поручению Главы государства, мы планируем построить 93 общежития, в том числе два студенческих городка в Алматы и Астане. Это позволит снять остроту проблемы.

События последних лет в мире показали, что недостаточное внимание к проблемам молодежи может представлять серьезную угрозу общественной стабильности...

– Вы правы, и внимание к молодежной политике будет наращиваться. Одно из ключевых направлений – реализация выдвинутого в Послании поручения Президента страны об усилении воспитательного компонента процесса обучения. Патриотическое, гражданское воспитание, противодействие экстремизму – все это нужно умело вкладывать в души молодого поколения. Мы будем вести эту деятельность, с одной стороны, совершенствуя содержание обучения, и обязательно – образовательные стандарты и программы, с другой – консолидируя усилия нашего министерства, местных исполнительных органов и НПО по активизации воспитательной работы.
Это непростая работа, не допускающая формализма. Наши дети, молодежь как никогда раньше подвергаются негативным информационным воздействиям через Интернет, игровые и компьютерные клубы, неформальные объединения, нетрадиционные религиозные организации, социальные сети... Молодые люди зачастую просто теряются в таком пестром информационном потоке. Посмотрите, что происходит в мире: среди молодежи заметна тенденция к росту уровня преступности, суицидов, правового и гражданского нигилизма, значительно ощутимо влияние деструктивных движений, вплоть до экстремистских.
В этих условиях надо четко знать, что мы можем противопоставить такому разрушительному воздействию, действовать активно и с опережением. Поэтому персональная ответственность за воспитательную работу и ее результаты сегодня возложены на руководителей всех организаций образования от ректоров вузов до директоров школ, от начальников областных управлений образования до районных. И спрос будет очень жестким.
Кроме того, мною перед научно-исследовательскими институтами и кафедрами со-циально-гуманитарного направления поставлена задача опережающего развития научных исследований ключевых проблем религиоведения, противодействия экстремизму. Они должны нам дать не только современную теоретическую базу, но и непосредственные научно обоснованные рекомендации для практической деятельности.

Определенный опыт мы нарабатываем и в поддержке позитивных молодежных инициатив. В рамках государственного соцзаказа в 2011 году поддержали ряд молодежных проектов и создали 19 ресурсных центров. Одна из их задач – анализ молодежных инициатив на местах, поддержка лучших из них. Реализованы проекты «Молодежный кадровый резерв», «Школа государственной службы». Внесен в Парламент законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной молодежной политики».

Уже в первом полугодии мы должны в соответствии с Посланием приступить к разработке Комплексной программы воспитания обучающейся молодежи на 2013–2015 годы, в которой активная роль должна принадлежать организации «Жас Улан». На предстоящем в августе педагогическом форуме этот план мы детально обсудим, чтобы привлечь к его реализации не только педагогов, но и родительскую общественность, бизнес, неправительственный сектор.

– Меняется ли к лучшему ситуация в науке? Здесь многие годы больными вопросами остаются финансирование, падение престижа труда ученого, практическая реализация научных достижений.

– Да, определенные подвижки уже есть. Благодаря поддержке Главы государства, финансирование науки в последние годы растет, причем темпами, опережающими рост ВВП. Так, в 2011 году общий объем выделенных из бюджета средств на научные исследования составил 28,8 миллиарда тенге, а на 2012 год заложено 41,8 миллиарда тенге – это рост на 45%. И, как вы, наверно, знаете, к 2015 году поставлена задача: вывести расходы на науку на уровень 1% от ВВП. Это уже серьезное приближение к объему ассигнований в зарубежных странах.
С прошлого года внедрена и новая система, которая включает базовое, грантовое и программно-целевое финансирование. Она обеспечит большую гибкость выделения и освоения средств по современной мировой методологии. Таким образом, создана реальная база, которая обеспечит позитивные преобразования и откроет новые возможности для наших ученых. Она позволит им проводить исследования на более высоком уровне, интегрироваться в мировое научное пространство.
В связи с этим хотел бы обратить ваше внимание на то, что процесс внедрения в науку принципиально новых подходов очень непрост. И не только в самой науке, но и в подготовке научных кадров, где мы, наконец, отказались от скомпрометировавшей себя системы старых ученых степеней и званий и перешли к подготовке докторов философии, ассоциированных профессоров по аналогии с мировой практикой. Это тоже весьма принципиальное изменение.
Теперь идет практическое освоение новой системы, и это также требует времени и серьезных усилий. Поэтому в обществе должно быть ясное понимание, что сразу получить идеальные результаты практически нереально, для этого требуется большая работа структур государственного управления, отработка механизмов и изменение менталитета самих ученых. Но этап адаптации в ближайшее время завершится, и, надеемся, будет весьма весомый результат.
За последнее время мы провели много встреч с педагогами, учеными, организаторами образования и науки. И могу отметить, что работники научно-образовательной системы благодарны Лидеру нации Нурсултану Назарбаеву за столь серьезную поддержку данной сферы и настроены на максимальную отдачу в выполнении всех задач, поставленных Главой государства.

Опубликовано: 29 Февраль 2012

Архив

Фев
2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти