Уважаемые коллеги!

Я выслушал всех выступивших.

Пора подводить итоги.

Здесь прозвучали многие важные вопросы и предложения по их решению.

Хочу обратить ваше внимание на ряд ключевых задач, вытекающих из Послания Главы государства Н.А.Назарбаева и его выступления на декабрьском Форуме ученых.

Первое.

Президент страны в качестве одной из главных задач фундаментальной науки поставил ее «встраивание» в исследования глобального уровня.

Столь серьезно данная задача у нас еще не ставилась.

Здесь важнейший показатель результативности – число публикаций в высокорейтинговых изданиях.

О том, что его надо в разы увеличивать, мы говорим уже достаточно долго.

А результата пока нет – всего около 300 работ в год, как по данным Thomson Reuters, так и Scorpus.

Если учесть, что у нас порядка 20 тысяч исследователей, то это одна публикация на 60 ученых – крайне мало.

Пора от слов переходить к делу.

Поэтому поручаю Комитету науки совместно с Департаментом финансов и инвестиционных проектов проработать конкретные предложения по стимулированию таких публикаций.

Причем нужны такие механизмы, чтобы были реально заинтересованы не только сами ученые, но и научные организации и вузы.

Кроме того, надо существенно поднять общий качественный уровень казахстанских научных журналов, увеличить число отечественных рейтинговых изданий.

Комитет науки совместно с руководителями НИИ и вузов, Национальной академией наук прошу детально проработать этот вопрос и представить соответствующий план действий.

Второе.

Мы прекратили, как выразился Нурсултан Абишевич, «штамповку» кандидатов и докторов наук.

Внедрена принятая в мировой практике система подготовки докторов PhD, законодательно закреплены два ученых звания – ассоциированный профессор и профессор.

Но эта модель работает пока только в первом звене – докторов PhD.

По ученым званиям мы приняли подзаконные акты и на этом почему-то успокоились.

Но ни ученые, ни научные организации пока не показали особой заинтересованности в получении и присвоении таких званий.

Отсюда и недостаточное число публикаций, и пассивность в привлечении молодежи, и т.д.

Думаю, пока еще есть недопонимание возможностей новой системы, и оно чревато серьезным сбоем в подготовке научных кадров.

Поэтому поручаю Комитету науки и Департаменту высшего и послевузовского образования проработать и представить комплекс мер по целевому стимулированию подготовки ассоциированных профессоров и профессоров в НИИ и вузах.

Кроме того, полагаю внести предложение о целесообразности установить надбавки к зарплате ученых, получающих такие звания – 2 минимальные заработные платы ассоциированным профессорам, 4 МЗП – профессорам.

Думаю, ученые меня в этом поддержат.

Это предложение также прошу проработать Комитету науки.

Третье.

Еще 1 декабря прошлого года Президент страны нам поручил провести ревизию деятельности научных учреждений.

Пока здесь серьезного продвижения нет, выдвинутые предложения по проведению ревизии носят явно формальный характер.

А ведь это мощный рычаг, чтобы повысить эффективность деятельности НИИ. Здесь нужно точно знать не только, чем занимается каждый из наших 133 НИИ, но и зачем, с какой конечной отдачей. К примеру, занимается ли Институт экономики глобальной и сегодня очень острой проблемой моногородов в мире, и где теоретические обобщения и практические выводы для Казахстана? Насколько институты естественного профиля нацелены и готовы к реальной инновационной деятельности?

Какие у нас есть научные школы, и что надо делать для их поддержки и развития? Как ученые НИИ гуманитарного профиля участвуют в создании в обществе духовной атмосферы, адекватной задачам и целям развития страны? Каков вклад наших НИИ в развитие государственного языка, и не слишком ли узкопрофильным стал Институт философии?

Достаточно ли научных публикаций и выступлений наших ученых по острым вопросам современности, исследований межнациональных отношений, истории религии, борьбы с религиозной нетерпимостью и экстремизмом?

Особое внимание надо уделить кадровому обеспечению научных организаций, проанализировать, как НИИ работают над привлечением молодежи, и достаточен ли уровень ответственности руководителей. На эти и многие другие вопросы и должна ответить предстоящая ревизия.

И это подход не формальный, а нацеленный на развитие и укрепление нашей научной базы, выбор обоснованных жизнью приоритетов деятельности научных организаций.Поручаю Комитету науки и Комитету контроля в сфере образования и науки в кратчайшие сроки проработать и представить мне четкий механизм, критерии и план проведения ревизии НИИ, а также Национальных и инженерных лабораторий. Подумайте и о том, как к этому делу привлечь Национальную академию наук, другие республиканские академии, Национальные научные советы – то есть научную общественность.

Нужны также четкие механизмы привлечения НИИ к подготовке научных кадров, к плотному взаимодействию с исследовательскими и инновационно-ориентированными университетами.

Нельзя забывать и о пропаганде науки в СМИ – там появляются статьи руководителей вузов и НИИ, но они зачастую поверхностны, носят характер пиара, нет глубоко проработанных выводов. Какие меры нужны для исправления ситуации, почему бы руководителям Национальных научных советов не выступить с развернутыми статьями по развитию своих направлений науки?

И самое главное, что ревизия должна нам дать – это подходы, как переориентировать НИИ от былого многолетнего написания диссертаций на экономически и общественно эффективную деятельность. Развитие науки должно стать приоритетом и наших ведущих вузов – ведь именно там мы готовим докторов PhD, будем разворачивать инновационную деятельность.

Поэтому уровень науки и привлечения к ней молодежи должен стать одним из базовых критериев оценки работы высших учебных заведений.

В этом плане мы должны, в первую очередь, ориентироваться на Назарбаев Университет как новую модель будущего развития всей высшей школы страны.

Поручаю Комитету науки во взаимодействии с руководством Назарбаев Университета выработать комплексные механизмы его взаимодействия с другими вузами и научными организациями с целью распространения нового опыта постановки исследований и привлечения к ним молодежи, осуществления полного цикла до практического внедрения результатов, проведения совместных исследрований.

И еще одно – только что завершился первый конкурс проектов на грантовое финансирование.

По его итогам поручаю Комитету науки представить детальный анализ участия вузов и НИИ – какие из них сколько проектов подавали, сколько выиграли, какие вузы, возможно, вообще не занимаются наукой и в чем причины.

И проработать соответствующие выводы для принятия мер в ходе аттестации вузов и их ректоров. Должны быть выработаны и другие механизмы повышения ответственности руководителей за состояние научных исследований. В частности, при аттестации, аккредитации вузов и НИИ должны обязательно учитываться качество научных кадров, ученые степени и звания, публикации, особенно в рейтинговых изданиях, и т.д. Также прошу представить анализ работы Национальных научных советов, в чем Министерство может еще им помочь, чтобы эта работа была максимально эффективной.

Четвертое.

В Послании Глава государства поручил увеличить бюджетные расходы на финансирование перспективных научных исследований через выделение инновационных грантов.

Следует ожидать, что претерпит изменения и механизм выделения таких грантов.

Поэтому поручаю Комитету науки детально проанализировать данный механизм и представить комплекс мер по существенному повышению вклада МОН РК и наших научных организаций в развитие данной деятельности, во взаимодействие с Институтами развития, Национальным инновационным фондом, Фондом науки и т.д.

Пятое. В плане развития отечественного научно-инновационного потенциала у нас есть ряд системных проблем – вы их знаете. Это незавершенность большинства научных разработок, отсутствие современных механизмов внедрения, развитых инфраструктурных элементов содействия инновационным проектам, и т.д.

Знаете и то, что запущен ряд мер, чтобы отработать необходимые механизмы.

В данном направлении мы большие надежды возлагали на совместный с Всемирным банком проект «Коммерциализация технологий», но он этих надежд пока не оправдывает, практически ничего не сделано. Я давал поручение внести изменения в Соглашение о займе к концу февраля. Но ни Управление коммерциализации технологий, ни Группа управления проектом пока никаких конкретных предложений не представили. Поэтому необходимо в самое ближайшее время провести полный анализ состояния проекта и его перспектив, оценить целесообразность продолжения работы. Поручаю представить соответствующую аналитическую справку.

Вторая серьезная «точка роста» в данной сфере – Холдинг «Парасат», который должен выступить моделью полного цикла – от исследований до их коммерциализации.

Здесь, как было представлено, идет целенаправленная работа, и ее надо ускорить, с выходом на серьезные практические результаты.

И при этом обеспечить активную связь Холдинга с НИИ и вузами страны. Еще одна «точка роста» - отбор наиболее перспективных инновационных проектов наших ученых.

Об этом сегодня сказано достаточно подробно.За год мы уже имеем десятки таких проектов, включая и абсолютные инновации. Теперь задача – продвигать их к практической реализации, к включению лучших в общенациональный проект «100 казахстанских инноваций».

Для этого поручаю Комитету науки и Холдингу «Парасат» проработать дополнительные меры по их организационной, маркетинговой, если надо – финансовой поддержке, консультаций с привлечением бизнес-сообщества, взаимодействия с другими инновационными структурами государства. То есть включить данные проекты в «зону особого внимания» - они должны стать лицом нашей науки в инновационном процессе.

Это станет нашим реальным вкладом в наращивание инновационного потенциала взаимодействия государства, общества и науки, о чем Президент страны Н.А.Назарбаев особо говорил в своем Послании народу Казахстана. У нас есть серьезный механизм программно-целевого финансирования – его надо развернуть в сторону совместного участия в исследованиях и разработках наших вузов, НИИ и бизнеса. Необходимо научиться находить компромисс интересов, реально привлекать бизнес в науку. Например, по такой проблеме, как миллионы тонн отходов, «хвостов» переработки сырья. Научный задел здесь есть, пора его выводить в практику. Поручаю Комитету науки проработать предложения по данному вопросу.

Уважаемые коллеги!

В ваших выступлениях был затронут целый ряд других важных проблем. Все это мы комплексно проанализируем, выработаем соответствующий план действий и будем вместе с вами его выполнять. Спасибо всем за заинтересованное обсуждение.

В заключение хочу еще раз сказать – принят совершенно новый Закон «О науке», проработаны все механизмы его реализации, созданы Национальные научные советы и НЦ ГНТЭ, внедрено грантовое, базовое и программно-целевое финансирование.

Тем самым государство сделало сильный шаг навстречу ученым, есть теперь все условия для работы.

И теперь слово за нашими учеными – насколько эффективно они воспользуются предоставленными возможностями в решении масштабных задач, поставленных Главой Государства Н.А.Назарбаевым.

 

 
Опубликовано: 16 Февраль 2012

Архив

Фев
2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти